Кафедра ЛТ4 Технологии и оборудование лесопромышленного производства

История кафедры

История кафедры «Промышленного транспорта и строительства»

Кафедра «Промышленного транспорта и строительства» образована 1 октября 2015 года путем объединения двух кафедр — «Транспорта леса» и «Геодезии и строительного дела».

Вячеслав Ильич Запруднов

Вячеслав Ильич
Запруднов

Заведующим кафедрой назначен проректор по научной работе МГУЛ, доктор технических наук, профессор Запруднов Вячеслав Ильич

Кафедра «Транспорта леса» в университете была образована в 1988 году путем объединения двух кафедр — промышленного и транспортного строительства (сухопутного транспорта леса) и водного транспорта леса и гидравлики.

Виктор Владимирович Буверт

Виктор Владимирович
Буверт

Научно-педагогическая деятельность кафедры сухопутного транспорта леса началась с момента ее образования в 1943 году. Кафедрой руководил профессор Виктор Владимирович Буверт. Он подобрал коллектив из специалистов лесного транспорта, как и он сам, еще довоенной формации. Все они принимали активное участие в индустриализации лесной промышленности и, в частности, в проектировании и строительстве лесовозных дорог — автомобильных, железных узкоколейных, во внедрении на них механической тяги; на трелевке — лебедок и тракторов; на вывозке леса — автомобилей, тракторов, мотовозов и паровозов.

Такими энтузиастами-лесотранспортниками были доценты Б. Д. Ионов и М. И. Кишинский, Научная деятельность кафедры была тесно связана с ЦНИИМЭ, где оба они вели исследования по проблемам сухопутного транспорта леса, участвовали в испытаниях и внедрении новой дорожностроительной и лесотранспортной техники.

В этот период на кафедре под руководством В. В. Буверта, М. И. Кишинского, Б. Е. Епифанова защитили кандидатские диссертации М. Н. Торгонский, В. Е. Белозерцев, Н. М. Белая, И. О. Горюнов, И. И. Леонович. Все они стали известными учеными и преподавателями вузов, Н. М. Белая и И. И. Леонович защитили впоследствии докторские диссертации. Основная заслуга коллектива кафедры тех лет — это становление содержательной и методической основы транспортных дисциплин — учебных программ, методической литературы, учебных пособий, учебников.

В 1951 году авторский коллектив — В. В. Буверт, Б. Д. Ионов, М. И. Кишинский, С. А. Сыромятников — издал капитальный учебник для вузов — «Сухопутный транспорт леса», объемом 56 печатных листов. Этот учебник в 1955 году был издан в Харбине на китайском языке. В 1961 году учебник был переиздан в 2 томах, объемом 57 печатных листов; в нем нашли отражение последние достижения науки и техники в области лесного транспорта.

С 1958 по 1975 годы кафедрой заведовал доцент Борис Иванович Кувалдин, который в 1974 году защитил докторскую диссертацию с присвоением звания профессора.

Борис Иванович Кувалдин

Борис Иванович
Кувалдин

Основное научное направление кафедры этого периода было совершенствование проектирования, строительства и эксплуатации лесовозных; железных узкоколейных дорог, способы и технология укрепления грунтов вяжущими материалами: цементом, известью, битумом, битумными эмульсиями, фурфурол-анилиновой смолой, ортофосфорной кислотой, комплексными вяжущими и технология строительства дорожных одежд из этих материалов.

По результатам исследований и под руководством профессора Б. И. Кувалдина защитили кандидатские диссертации Ф. Н. Ковалев, Б. А. Белоусов, В. А. Лаптев, С. Г. Осколков, О. С. Плехов, Т. Д. Суслова, В. П. Мигляченко, Э. А. Селезнева, В. Я. Ларионов, Г. А. Безбородое, С. Д. Дзвелая, Р. А. Сюкияйнен. Впоследствии доцент В. П. Мигляченко по этому научному направлению защитил докторскую диссертацию.

К основным учебным достижениям можно отнести активную работу кафедры по изданию учебной литературы. Лидером был профессор Б. И. Кувалдин. В соавторстве им были изданы учебники и учебные пособия: «Сухопутный транспорт леса» (1963), «Прицепной состав лесовозных дорог» (1964), «Дороги в лесхозах» (1967), «Проектирование, строительство и эксплуатация лесовозных дорог» (1971), «Сухопутный транспорт леса» (1973), «Эксплуатация и ремонт лесовозных дорог» (1977), «Строительство лесовозных дорог и искусственных сооружении» (1979) и др. Объем перечисленной литературы превышает 230 печатных листов.

Виктор Иванович Алябьев

Виктор Иванович
Алябьев

С 1975 по 1988 годы кафедрой, теперь уже «Промышленного транспорта и строительства», руководил д. т. н., профессор Виктор Иванович Алябьев, выпускник МЛТИ 1952 года.

Много лет В. И. Алябьев работал в ЦНИИМЭ. Выполненные под его руководством коллективом лаборатории ЦНИИМЭ оригинальные исследования технологии и механизации погрузочно-разгрузочных работ в лесной промышленности составили теоретические основы оптимизации конструктивных и технологических параметров погрузочно-разгрузочных и штабелевочных машин, которые широко используют и сейчас в промышленности.

В 1987 году на кафедре была организована отраслевая лаборатория автоматизации управления транспортом леса и строительством лесовозных дорог. При кафедре функционировал постоянно действующий семинар «Оптимальное управление в лесной промышленности».

Под научным руководством В. И. Алябьева защитили диссертации В. М. Захариков, А. Н. Заикин, В. В. Никитин, А. И. Трегубов, М. Ю. Смирнов, Н. И. Карнаухов, А. Г. Якунин, П. Н. Ивашкевич, Л. Н. Трубачев и др.

Александр Николаевич Пименов

Александр Николаевич
Пименов

В решении задач в области водного транспорта леса и механизации лесосплавных работ определено основное научное направление кафедры, это совершенствование производственных процессов лесосплавных предприятий сформировалась научная школа, основателем которой стал профессор Александр Николаевич Пименов. Он в 1936 году окончил отделение водного транспорта леса Архангельского лесотехнического института, в 1940 году защитил кандидатскую диссертацию.

Начиная с 1944 года, А. Н. Пименов непрерывно работает в МЛТИ. При его непосредственном участии происходило становление кафедры «Водный транспорт леса» как научно-педагогической единицы института, ее материально-техническое оснащение, становление и совершенствование учебного процесса подготовки инженерных кадров по водному транспорту леса.

В 40-х–50-х годах под руководством А. Н. Пименова были выполнены первые научно-исследовательские работы, и определено главное направление в науке. Профессор А. Н. Пименов является основателем научной школы кафедры водного транспорта леса МЛТИ. Первой научной работой кафедры стало исследование сплава леса в хлыстах и их переработки в пунктах приплава леса. Эта исследовательская работа была пионерной в нашей стране и имела большое народнохозяйственное значение. По итогам исследований было выполнено несколько тем; аспирантом Г. И. Поминовой и ассистентом Н. И. Лебедевым защищены кандидатские диссертации.

Для раскряжевки хлыстов в пунктах приплава научные сотрудники кафедры. С. М. Иванов и Н. И. Лебедев разработали конструкцию установки с поперечной подачей хлыстов к подвижным пилам. Действующая модель установки экспонировалась на ВДНХ, а принцип работы ее защищен авторским свидетельством.

Другое направление научной проблемы — исследование производственных процессов лесоперевалочных предприятий, которое выполнялось в течение 1956–1972 годов.

По материалам исследований Д. Б. Блашин, Э. А. Зеленое, В. Г. Рогулин и А. А. Камусин защитили кандидатские диссертации. Для повышения плавучести сплоточных единиц из сортиментов лиственных пород и тонкомерной хвойной древесины кафедра предложила, впервые в стране, применять при береговой сплотке искусственный подплав в виде емкостей, заполненных воздухом и закладываемых внутрь пучков. По этой теме С. П. Карпачев, М. А. Тесис, А. Н. Комяков защитили кандидатские диссертации.

Под руководством профессора Н. И. Лебедева выполнены исследования о влиянии загрязнителей рабочих жидкостей на работоспособность и моторесурс объемных насосов, и разработаны рекомендации по подготовке, монтажу, испытаниям, вводу в эксплуатацию и техническому обслуживанию гидросистем лесозаготовительных машин.

Материалы по исследованию гидропривода, применяемого в лесных машинах, используются в учебном процессе. Изданы учебники и учебные пособия для вузов (Лебедев Н. И. Объемный гидропривод машин лесной промышленности. 1978, 1986 и 2007 г.).

Научная школа профессора А. Н. Пименова получила отечественное и международное признание. Выпускники кафедры водного транспорта леса работают на предприятиях не только России и стран СНГ, но и в Китае, Вьетнаме, Румынии.

За период функционирования кафедры водного транспорта леса кандидатские диссертации успешно защитили 24 аспиранта, а кандидат технических наук Д. Н. Липман — докторскую.

Сотрудники кафедры водного транспорта леса являются авторами и соавторами 28 учебников и учебных пособий, по которым ведется подготовка инженерно-технических кадров во всех лесотехнических вузах и техникумах России и стран СНГ.

Альберт Абетдинович Камусин

Альберт Абетдинович
Камусин

Кафедра транспорта леса организована в 1988 году. Заведовал кафедрой д. т. н., профессор, действительный член РАЕН, заслуженный работник высшей школы РФ Альберт Абетдинович Камусин.

Момент образования кафедры совпал с началом перестройки и последующих рыночных реформ, следствием стало сокращение объема научных работ на кафедре. На кафедре продолжались исследования в области сухопутного и водного транспорта леса. Научная работа была направлена на решение технологических и экологических проблем сухопутного и водного транспорта леса. Руководителями этих работ являются профессора А. А. Камусин и В. Я. Ларионов.

Итогами работы явились методы и технология оценки объема и качества скоплений затонувшей древесины в водоемах; стратегия управления технологическими операциями предприятий, работы на лесных рейдах; теоретические основы и методики оценки воздействия сухопутного транспорта леса на окружающую среду.

По результатам научных исследований защитили докторские диссертации С. П. Карпачев и А. А. Камусин, а Шевелев И. Л., Казначеева Н. И., Борисов В. А. и Левушкин Д. М. — кандидатские диссертации.

Кафедрой транспорта леса — с момента ее организации в 1988 году — опубликовано 8 учебников и 12 учебных пособий. Всего издано более 68 наименований учебной и методической литературы.

Все годы, начиная с момента образования в 1943 году, кафедра выпускала ежегодно 30–40 инженеров по специальностям: сухопутный и водный транспорт леса.

Административный раздел