Интернет Центр

Компьютерная сеть университета восстановлена!

21.07.2006

Пожар полностью уничтожил сердце сети — основной узел связи, к которому сходились все телекоммуникации от корпусов университета и внешних сетей. Уничтожено все серверное хозяйство, маршрутизатор, магистральный коммутатор узла, документация. Сгорела и наша техническая библиотека. От волоконно-оптической сети университетского городка «живыми» осталось три участка: ВЦ — инженерный корпус, УПМ — корпус 7 и УЛК-1 — УЛК-2.


Здесь мы обитаем... временно.


На совещании Штаба 9 марта ректор поставил задачу — ввести сеть в строй через три недели. Задача сложная, особенно при отсутствии нормальной связи с внешним миром. Нужно обосновать тип и состав оборудования, найти программное обеспечение, которое мы всегда выкачивали из Сети, установить его, настроить серверы, организовать реконструкцию и ремонт волоконно - оптической сети, восстановить документацию, провести перерегистрацию компьютеров и пользователей, подготовить новые помещения для размещения оборудования и сотрудников Интернет Центра. Заметим, что созданная в университете компьютерная сеть является едва ли не единственным высокотехнологичным комплексом, созданным, эксплуатируемым и развиваемым силами университета без привлечения сторонних организаций.


Временный технологический узел связи.


На техническом совещании сотрудников Интернет Центра 9 марта было решено в данной ситуации не просто восстановить сеть, но и реализовать те планы, которые мы обосновывали ранее, провести работы по проектированию более гибкой топологии сети университетского городка, определить состав и номенклатуру сетевого и серверного оборудования, состав программных средств и наметить этапы восстановления сети. Было решено:

  • Для обеспечения временного, до восстановления наших серверов, доступа из внешних сетей к нашим Web-сайтам установить их на серверах сети FREEnet, там же организовать один почтовый ящик администратора. Доступ к управлению сайтами и почтовому ящику организовать через мобильную связь GPRS. Для этого просить перестроить серверы доменных имен на узле FREEnet.
  • В кратчайшие сроки восстановить работу электронной почты для пользователей в корпусах УЛК-1 и УЛК-2 пока без выхода в сеть Интернет, что казалось нам целесообразным в отсутствие стационарной телефонной связи.
  • Оперативно начать работы по восстановлению волоконно-оптической сети университетского городка. Работы начать с восстановления кабеля Московской телекоммуникационной корпорации (МТК) «КОМКОР» для подключения к внешним сетям.
  • При разработке структуры волоконно-оптической сети университетского городка и выборе оборудования предусмотреть создание гигабитного back bone («хребта») — высокоскоростного опорного кольца, связывающего УЛК-1 — УЛК-2 — ВЦ, к которому будут подключаться другие корпуса университета, что значительно улучшит эксплуатационные характеристики сети.
  • Перевести локальную сеть УЛК-1 на скорость 100 Mбит/с.
  • Создать новую систему мониторинга и управления центральным узлом сети и сетью, регистрации и управления доступом пользователей, так как старая система наращивалась экстенсивно по мере роста сети в течение девяти лет, и уже не отвечала новым требованиям.

Наш будущий центральный узел.


  • Расширить адресное пространство сети. В 1994 году нам была выделена сеть класса «С» на 254 адреса Интернет, в 2001 г. мы запросили еще одну сеть на 254 адреса, однако к началу 2006 г. количество незадействованных адресов уменьшилось до 70. Сейчас мы получили четыре новые сети класса «С», обеспечивающие в общей сложности подключение к сети 1016 компьютеров с действительными Интернет-адресами.
  • В связи с тем, что требуемое оборудование (серверы и маршрутизатор), является заказным со сроком поставки 4 недели, было принято решение создать на первом этапе технологические серверы на обычных «персоналках», запустить на них сеть, провести тестирование, а затем перенести принятые программные решения на новое оборудование. Технологические серверы решено сохранить в качестве резерва и установить в резервном узле сети в УЛК-2.
  • Маршрутизатор было решено взять на время в сети FREEnet, настроить на нем маршрутизацию, установить систему защиты, протестировать и перенести эти настройки на новый.
  • Было решено в основном сохранить и установить на серверах тот же состав сервисных и служебных программ, но в последних версиях.
  • Для установки программного обеспечения вывезти технологические серверы в Операционный центр сети FREEnet (мы устанавливаем его, «выкачивая» из сети Интернет), а настройки провести у нас, что позволит сэкономить несколько рабочих дней.
  • Провести полную перерегистрацию компьютеров и пользователей в связи с тем, что документация была утрачена, большое количество сотрудников и подразделений получили помещения в других корпусах.
  • Организовать подготовку заявок на подключение компьютеров к сети, регистрацию пользователей сети, адресов электронной почты, начать прокладку коммуникаций в помещения, где ранее компьютеров не было, вести их настройку.

Центральные маршрутизатор и коммутатор.


Такова была в общих чертах схема проекта восстановления и модернизации сети. Распределили также сферы ответственности:

  • Установка операционной системы и серверных и служебных программ на серверы, сопряжение с сетью Интернет — Светлана Ретунская, Иван Гизбрехт.
  • Перенос наших сайтов и почты на серверы FREEnet — Дмитрий Затылков, Иван Гизбрехт.
  • Разработка и программирование системы мониторинга и управления сетью и доступом пользователей — Дмитрий Затылков, Светлана Ретунская.
  • Разработка проекта волоконно — оптической сети и техническое сопровождение работ по ее реконструкции — Сергей Кургузов, Иван Гизбрехт.
  • Выбор оборудования, его заказ — Иван Гизбрехт, Светлана Ретунская.
  • Контроль прохождения счетов и авансовых отчетов, МТО — Иван Гизбрехт.
  • Восстановление утраченных материалов наших сайтов, их установка — Нина Мошечкова, Дмитрий Затылков, Кирилл Гольцов.
  • Организация перерегистрации пользователей, прием и систематизация заявок, контроль их реализации — Нина Мошечкова.
  • Руководство работами по новым прокладкам кабельной сети внутри корпусов, приведению в порядок существующих — Нина Мошечкова.
  • Коррекция схемы локальной сети, приобретение канцелярских принадлежностей, инструмента, обеспечение освобождения и ремонта помещений, выделенных для размещения Интернет Центра — Евгений Киселев.
  • Подключение компьютеров к сети, настройка, приобретение монтажных материалов, инструмента — Сергей Коломиец, Кирилл Гольцов.

Новые оптические кроссы.


Работы начали без раскачки. Разместились в помещении нашего резервного узла в УЛК-2, так как выделенные нам помещения были заняты и требовали ремонта. Столы, стулья заняли у соседей. Первые две пары выходных работали все. В последующие выходные работал основной состав и те сотрудники, кто был необходим. Работали эффективно не считаясь с затратами личного времени, невзирая на скученность, усталость и непрерывный, по крайней мере до обеда, поток пользователей. Этот поток с одной стороны мешал работать, а с другой подгонял нас — вопросы «А деньги на оборудование дают?», «А когда ждать?», «Чем вам помочь?» говорили о том, что сеть в университете востребована, что у большого числа преподавателей, сотрудников, она стала инструментом, помогающим решать повседневные функциональные задачи.

Девятого марта позвонили в ЗАО «Управление перспективных технологий» (УПТ). Эта известная фирма уже дважды выполняла у нас работы по прокладке оптики. На следующий день утром приехал заместитель Генерального директора УПТ по строительству И. В. Назаров, оценил объем работ, и уже в понедельник, 13 марта 2006 г., с 8-ми утра у нас начала работать одна из лучших бригад УПТ. На заводе «Яуза-кабель» заказали изготовление необходимого количества кабеля.

Работы начали с поиска колодцев кабельной канализации для переноса магистрального кабеля МТК «КОМКОР» от Главного корпуса в УЛК-1 в выделенные для Интернет Центра помещения. Документация, имеющаяся в ОКСе, у Главного инженера, в Мытищинском узле связи никак не соответствовала действительности. Два дня поиска кабельных колодцев не дали результатов. В среду прислали еще одну бригаду специалистов с металлоискателями, дальномерами, лопатами, специальными штырями для поиска металла. На улице ночью мороз, днем оттепель, снег выше колена. К обеду бригады приходили по пояс мокрыми и абсолютно без сил. Нашли все колодцы только на девятый день. Они оказались в не обозначенных на схемах местах, засыпанными грунтом, на котором рос газон. К тому же первый от въездных ворот участок оказался непроходимым — сломаны в земле трубы. Пришлось долбить мерзлую землю, искать повреждение. Эта эпопея закончилась только 27 марта — кабель проложили, сварили. 30 числа КОМКОР прислал бригаду для установки оптического модема, и мы получили сигнал с внешнего узла. Два дня ушло на настройку канала, настройку маршрутизатора и серверов доменных имен. В субботу вечером 1-го апреля эти работы были завершены, и новый Центральный узел сети был полностью готов к обслуживанию пользователей в технологическом варианте аппаратурного состава. В понедельник, 3 апреля мы начали регистрацию и настройку компьютеров для доступа в сеть Интернет пользователей в УЛК-1 и УЛК-2.

С 28 марта в течение десяти дней бригада из УПТ вела восстановление и прокладку оптических кабелей университетского городка по разработанной нами схеме: от УЛК-1 к общежитиям № 1 и № 5, корпусам ВЦ, № 3, УПМ, сварку и установку муфт. Вся оптическая сеть университетского городка была готова 11 апреля. 13 апреля были подключены к узлу общежития № 1 и № 5, 14 апреля — УПМ, ВЦ, корпус № 3, корпус № 7. Таким образом, 14 апреля была восстановлена связность всей сети университетского городка.

Параллельно с работами по прокладке оптической сети университетского городка велись работы по установке и настройке серверных программ, программирование системы управления, выбору и закупке оборудования, кабелей, инструмента, монтажных комплектующих и др., освобождению выделенного для ИЦ помещения, организации его ремонта и создание сети электропитания аппаратуры.

Такая организация работ, понимание сотрудниками Интернет Центра важности поставленной руководством задачи позволили решить ее в кратчайшие сроки.

Огромную роль в своевременном ее решении оказало внимание руководства, оперативная оплата наших счетов и авансовых отчетов, понимание партнеров — продавцов оборудования, которые заказанное по мобильнику еще не оплаченное оборудование привозили на следующий день вместе со счетами и счетами-фактурами.

Нельзя не отметить огромную помощь студентов 3-его курса кафедры ВТ в прокладке и реконфигурации кабельной системы локальной сети в корпусах университета. Они (с нашим участием) проложили более 1000 м кабеля около 250 м кабельных каналов, работали дружно, организованно и наравне с нами, до позднего вечера.

Неоценимую помощь мы получили от сотрудников сети FREEnet. Они предоставили нам дисковое пространство для установки в сеть наших сайтов и внешний доступ для управления ими, организовали работу почтового ящика adm@mgul.ac.ru, перестроили маршрутизацию для наших сайтов и почты, предоставили место в серверном боксе для наших технологических серверов — персоналок для установки операционной системы и ряда серверных программ, предоставили во временное пользование маршрутизатор, в любые дни и часы оказывали техническую помощь по вопросам сопряжения с сетью и настройкам оборудования.

Огромное спасибо всем тем, кто помогал нам в это трудное время!

Сейчас Центральный сетевой узел работает в технологическом режиме. Для доведения его до штатного состояния потребуется еще месяца полтора – два. Мы должны заменить технологические аппаратные компоненты на штатные, создать и установить ряд сервисных программ, протестировать комплекс в ходе реальной работы и устранить неполадки.

Желаем нашим пользователям эффективного использования компьютерной сети для решения учебных, научных и административных задач!

Проф. кафедры ВТ,
Директор Интернет Центра МГУЛ
Ю. В. Барахнин