Международный центр электронного развития

Одним из основных принципов Международного центра электронного развития Московского государственного университета леса (далее — МГУЛ) является приверженность идеям устойчивого развития, под которыми понимается совокупность требований или характеристик, обеспечивающих сохранение природных ресурсов и окружающей среды, максимально возможную производительность, эффективность и функциональность объектов, обеспечение благоприятных условий для будущих поколений.

В деятельности МЦЭР МГУЛ развивается интегральный подход к инжинирингу для устойчивого развития, разрабатываются основы системного инжиниринга и подхода к проектированию по принципам устойчивого развития на основе PLM-технологий.

Инжиниринг как инструмент устойчивого развития должен стать одним из самых «модных» направлений, обеспечивающих прорыв человечества к выживанию в условиях истощения природных ресурсов, климатических катаклизмов, резкого и неравномерного роста численности населения на планете. Проектирование не какой-то отдельной детали и даже не какого-то отдельного объекта, а всей системы как единого целого, позволяет специалисту по инжинирингу почувствовать свою ответственность за сохранение Земли как планеты, пригодной и удобной для жизни.

На соблюдении принципов устойчивого развития базируется весь проект МЦЭР МГУЛ по инжинирингу и промышленному дизайну.

Стоящие перед нашей страной новые вызовы экономического роста, технического совершенства и модернизации экономики, включающие в себя инновационное развитие, означают необходимость решения крайне важной задачи — повышение благосостояния населения, как необходимого условия качества жизни. Эта задача на сегодняшний день определяется как обеспечение технологического прогресса для экономического развития и поддержания благоприятной окружающей природной среды, т. е. экологической безопасности, которая становится определяющей для экономического роста и самого существования человека, что во всем мире формулируется как обеспечение устойчивого развития на основе принципов «зеленой экономики». Экологическая составляющая все больше занимает центральное место в системе характеристик и оценок состояния экономики региона, поскольку индикаторы других групп (природно-ресурсные, экономические, социальные и др.) способны в настоящее время объективно характеризовать направление развития территории только при контроле за окружающей средой и в соотнесении со значениями экологических индикаторов.

В своей работе МЦЭР МГУЛ руководствуется «дорожной» картой, утвержденной Распоряжением Правительства России № 1300-р от 23 июля 2013 г.

МЦЭР МГУЛ развивает сетевые формы реализации образовательных программ согласно статьи 15 Закона об Образовании в РФ (Сетевая форма реализации образовательных программ).

Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями.

С участием МЦЭР МГУЛ функционируют несколько научно-образовательных центров, созданных в 2013–2014 гг.:

  1. Научно-образовательный центр «РЕКОД»,
  2. Научно-образовательный центр «ЭНЕРГИЯ»,
  3. Научно-образовательный центр «КВАНТ»,
  4. Научно-образовательный центр «ИРЭ-МГУЛ»,
  5. Научно-образовательный центр «РЕАГЕНТ» — ЗАО НПК «РЕАГЕНТ».

Развиваемые направления в созданных НОЦ:

  1. Маркетинг и коммерциализация наукоемких технологий в лесном комплексе,
  2. Экономика на предприятиях машиностроения и приборостроения,
  3. Управление инновационной деятельностью,
  4. Системный анализ и управление инновационной деятельностью,
  5. Прикладная информатика в экономике.

МЦЭР осуществляет подготовку научно-педагогических кадров в рамках сетевых форм обучения.


Направления деятельности МЦЭР МГУЛ

Подготовка проектного предложения

Корректно составленный бизнес-план и финансовая модель являются одним из основных факторов эффективного решения вопроса по привлечению финансирования в проект. При их разработке возможно уточнение, а в некоторых случаях, пересмотр бизнес-концепции проекта и сценарное моделирование развитие бизнеса. МЦЭР МГУЛ разрабатывает бизнес-план и финансовую модель проекта в соответствии с требованиями Внешэкономбанка и других финансовых институтов.

Подготовка проектного предложения включает в себя:

  • подготовка инвестиционной заявки в соответствии с требованиями Внешэкономбанка или иного финансового института
  • маркетинговое исследование
  • технологические решения
  • разработка бизнес-плана
  • разработка финансовой модели, включая:
    • прогноз денежных потоков;
    • составление прогнозных форм финансовой отчетности;
    • расчет показателей эффективности проекта;
    • анализ чувствительности показателей эффективности к ключевым параметрам проекта;
    • при необходимости решение оптимизационных задач.

Предварительная финансово-техническая экспертиза инвестиционных проектов

В рамках предварительной финансово-технической экспертизы проектов в интересах банков/инвесторов проводятся следующие виды работ:

  • заемщика — финансовое состояние; наличие собственных средств и активов для реализации проекта
  • анализ предложенных документаций по объекту инвестирования
  • предложенных технологических решений — обоснованность технологических решений; наличие потенциала развития выбранной технологии; техническая реализуемость проекта
  • анализ соблюдения в рамках проекта требований экологического законодательства
  • маркетинговый анализ — рынки сбыта продукции; рынки сырья; логистические решения
  • анализ обоснованности бюджета и сроков реализации проекта

Опыт МЦЭР МГУЛ в проведении предварительной экспертизы позволяет на начальной стадии рассмотрения проекта выявить основные риски и сформировать предложения по оптимизации проекта.

Комплексный финансово-технический аудит инвестиционных проектов

Финансово-технический аудит — это независимая экспертиза проекта, направленная на защиту финансовых интересов инвестора, кредитора или заказчика строительства.

Проводится с целью получения объективной оценки состояния проекта на этапе их реализации, а также выработки предложений по устранению допущенных отклонений и успешному завершению проекта.

В рамках комплексной экспертизы в интересах банков/инвесторов проводится:

  • аудит схемы взаимодействия основных участников, юридической структуры проекта
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  • проверка и подтверждение достаточности правоустанавливающей, исходно-разрешительной, технической, проектно-сметной, исполнительной и договорной документации; анализ наличия необходимых лицензий/разрешений/свидетельств у участников проекта
  • оценка технической целесообразности реализации проекта с заданными техническими характеристиками; анализ применяемых технологий и технологических решений
  • маркетинговый анализ конечной продукции по проекту и структуры ее себестоимости
  • аудит календарного плана-графика реализации проекта
  • проверка общей сметной стоимости проекта (бюджета); подтверждение объемов и стоимости фактически выполненных работ и соответствия последних требованиям проектно-сметной документации, рабочей документации и действующим нормам ГОСТ и СНиП
  • анализ воздействия проекта на окружающую среду, оценка экологической безопасности проекта
  • оценка финансово-экономической целесообразности реализации проекта при заявленных параметрах проекта; оценка эффективности инвестиций кредитора/акционера в проект; анализ достаточности средств для завершения проекта
  • определение рисков по дальнейшей реализации проекта, в том числе, по срокам реализации проекта

Результатом проведения финансово-технического аудита является отчет по аудиту.

Финансово-технический надзор

Финансово-технический надзор — это комплекс контрольно-инспекционных и аналитических мероприятий, проводимых на периодической основе и направленных на защиту интересов инвестора, кредитора или заказчика строительства.

Финансово-технический надзор включает в себя:

  • анализ и мониторинг схемы взаимодействия участников проекта, системы управления проектом и документооборота
  • контроль полноты правоустанавливающей, исходно-разрешительной, технической, проектно-сметной, исполнительной и договорной документации и наличия необходимых лицензий/разрешений/свидетельств у участников проекта.
  • анализ выполнения план-графика проекта, контроль соответствия объемов и сроков выполнения работ план-графику проекта
  • подтверждение объемов и стоимости фактически выполненных работ и соответствия последних требованиям проектно-сметной документации, рабочей документации и действующим нормам ГОСТ и СНиП
  • анализ соответствия фактических расходов по проекту плановым показателям и договорным условиям; анализ освоения и целевого использования заемных/собственных средств
  • согласование договоров и платежей; участие (или в статусе наблюдателя) в тендерных комиссиях заказчика и/или организация тендеров для заказчика
  • проверка актуализированной финансовой модели проекта
  • анализ организационно-технических и финансовых факторов, влияющих на проект
  • выдача рекомендаций и проведение консультаций по ходу реализации проекта
  • фиксация динамики работ по проекту с помощью фото- и видео-съемки

Результатом проведения финансово-технического аудита является отчет по надзору.

Управление проектами

Управление проектами — это комплекс мероприятий, направленных на осуществление всех этапов ведения строительства какого-либо объекта, включая предпроектные и проектные работы, при заданных ограничениях и требованиях по качеству, стоимости и срокам. Управление проектами включает в себя полностью или частично следующие виды работ:

  • Разработка стратегии реализации проекта
  • Создание команды проекта, органов управления и проектных офисов
  • Выполнение функции Инженера Заказчика и Проектировщика
  • Полное планирование проекта (с учетом сроков, ресурсов и стоимости)
  • Организация и проведение тендеров, поиск поставщиков и исполнителей, планирование и контроль контрактов
  • Анализ и контроль хода выполнения и стоимости проекта
  • Определение, анализ и управление рисками; анализ ошибок
  • Контроль качества
  • Контроль за изменениями
  • Организация мониторинга и подготовка полной отчетности за ходом выполнения проекта для заказчика, кредитора и других заинтересованных сторон проекта
  • Управление документооборотом
  • Поддержка информационной базы по проекту и системы управления проектом

Оценка бизнеса и всех видов активов

Профессиональные услуги предоставляются в строгом соответствии с действующим законодательством, регламентирующим консультационную/оценочную деятельность в России, а также внутренними стандартами МЦЭР МГУЛ. При разработке соответствующих методик оценки нами используются лучшие отечественные и зарубежные практики.

МЦЭР МГУЛ оказывает услуги по оценке:

  • бизнеса компаний
  • недвижимого имущества (земельных участков, зданий)
  • основных средств (сооружений, машин и оборудования, транспорта и т. д.)
  • объектов незавершенного строительства
  • нематериальных активов

Оценка может быть осуществлена для следующих целей:

  • оценка для целей залога
  • оценка для целей страхования
  • оценка активов для сделок слияния и поглощения
  • оценка для управленческих целей

Подходы к оценке:

  • доходный (метод дисконтирования и метод капитализации)
  • затратный (метод чистых активов и метод ликвидационной стоимости)
  • сравнительный

Экологический консалтинг, экологическая независимая экспертиза и экологический аудит проектов

  1. Экологический консалтинг

    Методологическое сопровождение

    • Разработка методологии и процедур для проведения социально-экологической оценки деятельности организации с целью подтверждения соответствия принципам устойчивого развития на основе лучших мировых практик:
      • финансовой инициативы Программы ООН по окружающей среде (UNEP FI);
      • принципов Экватора;
      • принципов ответственного инвестирования ООН (UN PRI).
    • Оценка системы экологического менеджмента и разработка рекомендаций по повышению эффективности ее функционирования

    Разработка документации для проектов

    • Планирование природоохранных мероприятий и оценка их результативности
    • Рекомендации по мероприятиям, направленным на повышение эффективности использования материальных и энергетических ресурсов, в т. ч. вторичных ресурсов
    • Определение рациональности природопользования на конкретной территории
    • Оценка экологической безопасности используемых сырья, оборудования, технологий
    • Оценка экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
    • Оценка энергопотребления и разработка рекомендаций по его снижению
    • Оценка экологических рисков и разработка мероприятий по их снижению

  2. Экологическая независимая экспертиза
    • Экологический скрининг проектной документации на этапе предварительной экспертизы
    • Комплексная экологическая экспертиза проектной документации

    В ходе проведения экспертизы оценивается соответствие требованиям экологического законодательства следующих основных факторов:

    • место расположения объекта с учетом природных и социальных особенностей территории;
    • негативное воздействие объекта на окружающую среду, в том числе, качественные и количественные характеристики выбросов и сбросов загрязняющих веществ, отходов;
    • схемы водоснабжения и водоотведения на различных стадиях реализации проекта;
    • объемы потребления природных ресурсов, в том числе, воды, сырья, полезных ископаемых и меры по их эффективному использованию и снижению;
    • мероприятия, направленные на снижение загрязнения и восстановление окружающей среды, объемы их финансирования в рамках реализации проекта;
    • энергоэффективность проектных решений;
    • инновационность применяемых технологий;
    • заключения природоохранных и санитарных органов, результаты общественных слушаний;
    • другая документация по проекту.

  3. Независимый экологический аудит
    • Проведение экологического независимого аудита с учетом специфики проекта
    • Подготовка рекомендаций по устранению выявленных несоответствий и повышению эффективности управления в области природопользования и охраны окружающей среды

Проверка сметных расчетов

К проверке сметных расчетов относятся следующие виды работ:

  • проверку соответствия сметной документации МДС 81-35.2004 «Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» и других нормативных документов при выполнении строительных, монтажных и пусконаладочных работ, формировании договорных цен и проведении расчетов за выполненные работы
  • правильность применения нормативной базы ценообразования, применения норм и расценок по разделам проектной документации, соответствия объемов и видов работ проектной документации, применения коэффициентов и индексов пересчета в текущие цены на период строительства, соответствия их условиям Контракта или Договора подряда
  • проверку актов приемки выполненных работ формы КС-2,справки стоимости выполненных работ формы КС-3, соответствие в них разделов и видов работ разделу и виду работ в локальных сметах, объемов выполненных работ; проверку достоверности стоимости материалов, используемых при строительстве объекта, соответствие их среднерыночным показателям в период строительства, наличие документов, подтверждающих стоимость материалов (прайс-листов, цен Поставщика, расчет поправочных коэффициентов и правильность их применения)
  • оценку и стоимость объемов незавершенного строительства объекта
  • устранение несоответствий, выявленных в ходе экспертизы (анализа), внесение соответствующих изменений в локальные сметы, сводный сметный расчет (по запросу Заказчика)
  • рекомендации по содержанию и составу сметной документации, консультации по вопросам ценообразования, форм расчетов сдачи-приемки выполненных работ

Проверка обоснованности затрат

К проверке обоснованности затрат по проекту относятся следующие виды работ:

  • сравнительный анализ произведенных расходов и плановых показателей расходов по проекту, с выделением расходов обоснованно относящихся к проекту; анализ капитальных затрат и затрат по строительству на предмет обоснованности с указанием структуры и статей затрат
  • проверка предоставленных заемщиком первичных документов, включая данные бухгалтерского учета, акты выполненных работ
  • анализ хода выполнения работ, на соответствие их проектно-сметной документации, фактически выполненному объему и составу работ
  • анализ освоения денежных средств по проекту (включая строительство), в том числе накопительным итогом; анализ соответствия объемов фактически произведенного финансирования объемам выполненных работ
  • анализ структуры финансирования проекта в разрезе источников финансирования
  • анализ влияния отклонений (по стоимости и фактически выполненным работам) на дальнейшую реализацию проекта

Техническая экспертиза

К технической экспертизе проектов относятся следующие виды работ:

  • Комплексное рассмотрение объектов экспертизы
  • Анализ существующей технической и проектной документации
  • Проверка на соответствие законодательным актам и нормативным документам
  • Оценка соответствия современному уровню развития науки и техники
  • Оценка обоснованности технологических и технических решений по проекту
  • Анализ технологических рисков по проекту
  • Оценка уровня экологической безопасности
  • Оценка достижения целевых технико-экономических показателей проекта