Музей


В июне 45-го...

Великая Отечественная война окончилась 13 лет назад, когда мы, ребята, поступившие на «гражданские» специальности в МЛТИ, узнали, что приобретаем ещё и военную специальность. Да ещё какую! Штурманы ВВС! А учителя — участники войны, боевые офицеры: Герои Советского Союза А. И. Гусев, С. М. Романов, орденоносцы А. М. Апрышкин, Ю. П. Яцуба, победившие Германию и Японию, оборонявшие Москву и Ленинград, освобождавшие Варшаву и бравшие Берлин. Были они прекрасными педагогами; некоторое однокурсники после института успешно связали свою судьбу с авиацией. Так, мой приятель Юра Валяев, поработав на 6-ом ДОКе, ушел в ВВС, а потом служил в Аэрофлоте; другой, на гражданке, возил нас в Геленджик, в любимый Джанхот. В Туле, на стажировке, нам доверяли десантировать войска в глухое ночное время, по радиолокатору, и мы вздрагивали по возвращении на аэродром, от сурового голоса командира в наушниках: «Штурман! Порядка не знаете? Почему не доложили о траверсе столовой?» (Шутка, как с равными).

Вообще-то военная кафедра была как бы засекреченной. Появившиеся в её коридоре плакаты с американскими ракетами потрясли нас, а потом оказались в спецхране, откуда выдавались на занятия в группу под расписку — как и учебное пособие по самолетовождению, напечатанное на ротапринте.

Мы знали, что его автор — Ю. П. Яцуба (см. фото) имел отношение к Знамени Победы. Какое? Мы были нелюбопытны (по молодости, по глупости), а он, — слишком скромен и суховат, что бы распространяться об этом.

История Знамени Победы — удивительная история, полная героики, драматизма, трагедий, недомолвок, вольных и не вольных искажений (причина — жесточайшая политизированная цензура послевоенных лет, даже в отношении мемуаров Г.Жукова).

Начиналась она так.

6 ноября 1944 года на торжественном заседании Моссовета И.Сталин закончил своё выступление призывом «добить фашистского зверя в его собственном логове и водрузить над Берлином Знамя Победы». В этой речи оно было обозначено как символ. Но в начале 1945 года на московской фабрике строчно-вышивальных изделий № 7 был изготовлен образец такого знамени — с гербом СССР, под ним орден «Победа», с надписью внизу «Наше дело правое — мы победили». Тем не менее, знаменем Победы стало совсем другое.

На обращение командования 1-го Белорусского фронта о главном объекте в Германии, где следует водрузить Знамя Победы, Сталин указал Рейхстаг. Военный совет 3-ей ударной армии передал стрелковым дивизиям армии 9 знамен. Споры о том, кто же первым водрузил Знамя на здании Рейхстага не утихают до сих пор. Штурмовое знамя № 5 Военного Совета было поручено водрузить разведчикам М. А. Егорову и М. В. Кантария. Только последнее время стало известно, что решающую роль в водружении знамени, как и в переговорах о сдаче 2000-го фашистского гарнизона Рейхстага сыграл, едва не погибнув, их командир, лейтенант Алексей Берест. (О его удивительной, трагической жизни и кончине рассказывает фильм «Судьба Алексея Береста»; не справедлива была судьба и к Григорию Булатову, установившему первый флаг на Рейхстаге).

Штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии 3-й ударной армии 1-го Белорусского фронта, ставший знаменем Победы, был установлен на крыше Рейхстага около 3-х часов утра 1-го мая. 19 июня 1945 года Сталин приказывает доставить Знамя в Москву для участия в Параде Победы. Именно полку, оснащенному 10-ю надежными транспортными самолетами ЛИ-2, где служил Ю. П. Яцуба, было поручено это почетное и ответственное задание по доставке Знамени из Берлина в Москву.

По военным меркам Ю. П. Яцуба был опытным штурманом — в Красной Армии был с августа 1940 года, в Отечественной войне участвовал с июля 1943 — через год после того, когда авиаполки начали получать отечественные военно-транспортные самолеты ЛИ-2 из Ташкента.

19 июня командующий 16-й воздушной армией приказал выделить лучший экипаж для перевозки Знамени Победы. На всех этапах перевозки к Знамени относились как величайшей святыне, воздавая ему почести как к символу Победы, чтя память всех советских воинов, погибших по имя победы.

Сохранились многочисленные фотографии, рассказывающие о пути знамени в Москву. Здесь и передача знамени военному коменданту Берлина Н. Э. Берзарину для отправки знамени в Москву утром 20 мая , здесь и участники штурма Рейхстага, сопровождавшие его в Москву с Берлинского аэродрома Темпельгоф.

В Берлине генерал Берзарин вручает знамя для передачи в Москву.

Летчик исторического экипажа рассказывал: «В 8:00 состоялся короткий митинг прямо у самолета. Тогда я впервые увидел тех, кто водружал знамя на рейхстаге. Мы благополучно взлетели и взяли курс на Москву. Помнится, над Польшей попали в грозовой фронт; полыхнула молния, и я чудом удержался, что бы не сказать, что подходим к линии фронта. Война-то давно кончилась... Мы старались вести самолет ровнее, пассажиры хоть и герои, но пехотинцы и к воздушным ямам не привычные. До Москвы долетели спокойно, и вновь митинг, тоже у самолета...»

Ровно за месяц до этого исторического полета, 19 мая 1945 года командир 226 транспортного авиаполка гвардии подполковник Н. И. Вялков подписывает наградной лист на штурмана — лейтенанта Ю. П. Яцубу с такой характеристикой: «Штурманское дело знает хорошо. Летает смело и уверенно, всегда приводит самолет в указанное время точно в срок». И ранее, в 1944 году, командиры отмечали, что «в воздухе Ю. П. Яцуба расчеты производит быстро, спокойно и точно. Ориентируется на бреющем полете отлично. Налетал 317 часов, покрыл расстояние 83550 км. без единой потери ориентировки в условиях непосредственной близости фронта». Транспортный полк Юрия Павловича успешно перебазировал части ВВС на прифронтовые аэродромы, доставлял боеприпасы, перевозил генералов и офицеров связи, работников штаба. Вот такому штурману было доверено последнее боевое задание полка.

Участники штурма Рейхстага (Неустроев, Егоров, Контария).

Начальником почетного караула в Москве был назначен, по распоряжению Жукова, капитан Валентин Варенников, участник парада Победы. На заднем плане хорошо виден самолет ЛИ-2, доставивший Знамя Победы. Полк с декабря 1944 года именовался «226 гвардейский», — гвардейский знак и нанесен на фюзеляж самолета, перед которым выстроен экипаж. Здесь в группе летчиков, и должен находиться гвардии лейтенант Ю. П. Яцуба, будущий полковник военной кафедры МЛТИ. Он «привел самолет точно в срок», выполнив приказ Верховного.

Почетный караул на аэродроме в Москве.

Но в Параде Победы 24 июня 1945 года Знамя Победы... не участвовало. Переданное на вечное хранение в Центральный музей Вооружённых сил СССР в Москве, его впервые пронесли по Красной площади в Параде Победы через... 20 лет, 9 мая 1965 года.

Директор Музея МГУЛ проф. А. М. Волобаев.

Вестник МГУЛ № 10 27 апреля 2015 г.