Штурман для Молотова
Судьбы Лестеха и лестеховцев почти мистически связаны с авиацией. В 20-е годы ХIХ века в МЛТИ преподавал всемирно известный ученый С. А. Чаплыгин. Аэропланы Первой мировой войны летали на крыльях, теория, профиль, форма и расчет которых были даны Чаплыгиным.
В 30-е годы МЛТИ выпускал специалистов по технологии деревянного самолетостроения и применению неметаллических материалов; после войны преподаватель этих дисциплин, доктор технических наук Н. Н. Чулицкий возглавил в МЛТИ кафедру столярно-механических производств. Выпускник МЛТИ 20-х годов, будущий профессор С. А. Воскресенский в годы войны занимался производством деревянных самолетов... на 6-й мебельной фабрике в Москве. Другой будущий профессор МЛТИ, А. Г. Пилютик, в Дубне проектировал гидросамолеты (после войны, до прихода в МЛТИ, работал с С. П. Королёвым, занимаясь динамикой полета баллистических ракет).
В октябре 1943 года в МЛТИ началась военная подготовка студентов на военной кафедре — сначала общевойсковая и, для девушек, — медсестринская (проходя практику караульной службы, девушки с винтовками охраняли входы в лестеховские студенческие общежития).
Но с 1956 года Лестех окончательно стал «авиационным» вузом, ибо по военной специальности в нем начали готовить офицеров запаса — штурманов ВВС и других авиационных специалистов.
М. И. Калинин вручает награду С. М. Романову.
Автор этих заметок, поступивший на факультет МТД в 1958 году, проходил штурманскую подготовку на военной кафедре, которую возглавлял Герой Советского Союза, генерал-майор авиации А. И. Гусев. Летчик-истребитель, он участвовал в боях в Испании, на реке Халхин-Гол, в советско-финской войне. Был командиром авиационных дивизий на 4-х фронтах Великой Отечественной, заместителем командующего первой воздушной истребительной армией в составе Центрального фронта ПВО. Окончивший высшую академию им. К. Е. Ворошилова и в 1956 году ее военно-исторический факультет, написал книгу воспоминаний «Гневное небо Испании».
Прекрасно разбирающийся в людях, он сумел собрать на военной кафедре МЛТИ не просто замечательных специалистов, героев войны, но и талантливых педагогов, терпеливо и грамотно обучавших нас, 17-летних мальчишек, такой романтичной, но требующей большого труда профессии штурмана. Отсюда — строгость и требовательность полковников А. И. Апрышкина, Ю. П. Яцубы, их внешняя суровость — и удивительная скромность.
В эти же годы на кафедре служил и преподавал полковник, военный штурман 1-го класса Герой Советского Союза Сергей Михайлович Романов, — человек, причастный к событию, от которого зависели судьбы мира (!) в далеком 1942-м.
Он — наш земляк, родился в 1908 году в поселке Мытищи; после ФЗУ работал столяром на Мытищинском вагоностроительном заводе. Окончил курсы штурманов, служил в Киевском военном округе. До начала войны преподавал штурманское дело в Военной академии командного и штурманского состава ВВС, которую закончил в 1941 году. Участвовал в советско-финской войне. Служил в авиации дальнего действия штурманом корабля, эскадрильи, полка. Дальняя авиация часто использовалась в тяжелейших боях как фронтовая, в районах Смоленска, Витебска, Минска.
Э. К. Пусеп, В. М. Молотов и С. М. Романов.
Вот краткие отзывы о нем:
«Всегда спокойный и сдержанный»; «Первоклассный навигатор, запросто общался с Кассиопеей, Венерой, Девой через верхний люк самолета, ловя в окуляр секстанта звезды над головой»; «Будучи штурманом, научился пилотировать самолет как летчик»; «Зная радионавигацию, умел пилотировать самолет «вслепую»; «Знаток английского языка».
Именно ему и его товарищам, бывшим летчикам полярной авиации, правительством было поручено в 1942 году выполнить сверхсекретное, сложнейшее и опаснейшее задание.
Положение на фронтах тяжелейшее. Фашисты рвутся к Волге, Кавказу. Нужен второй фронт, нужен договор между союзниками по антигитлеровской коалиции, нужны личные переговоры на высшем уровне.
19 мая 1942 года с подмосковного аэродрома стартует один из самых засекреченных полетов второй мировой войны; на борту тяжелого бомбардировщика ТБ-7 — личный представитель Сталина, нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов. Предстоят его переговоры с Черчиллем в Англии и Рузвельтом в США. Впереди — 20 тыс. км пути!
В дневниках и книгах командира корабля Э. К. Пусепа «Тревожное небо» и «На дальних воздушных дорогах», в фильме «Летчик для Молотова» рассказано об этом уникальном полете. Здесь были и возможная после взлета в Рейкьявике гибель в волнах Атлантического океана, и полет сквозь страшную, едва не разрушившую самолет грозу, и полет под огнями зениток над вражескими территориями, и пятидесятиградусный мороз в «салоне» бомбардировщика с кислородными масками на лицах, и встреча в Вашингтоне с президентом США Рузвельтом, и подписание 1-го июня 1942 года коммюнике об открытии второго фронта, и после этого договор с Черчиллем о совместной борьбе и сотрудничестве после победы.
Тот самый легендарный ТБ-7.
Здесь и слова президента Рузвельта, сказанные им на встрече в Белом доме с Молотовым и экипажем, в том числе и в адрес штурмана С. М. Романова «поздравляю ваших навигаторов, которые приводили вас в точно назначенное место».
А уже в августе 1942 года Герой Советского Союза С. М. Романов, будучи штурманом авиадивизии, заместителем главного штурмана дальней авиации, принимает участие в налетах бомбардировочной дальней авиации на Варшаву и Штеттин, в боях на Сталинградском направлении, в Финляндии и Венгрии, Берлине и Кенигсберге. Прирожденный педагог, за успехи в подготовке молодых штурманов в военное время награждается орденом Александра Невского.
Вот такие были Учителя в «навигацкой школе» на военной кафедре МЛТИ в 50–60-х годах прошлого сурового века!
А. М. Волобаев, директор Музея МГУЛ, штурман ВВС в запасе.
Вестник МГУЛ №№ 16-17
1 декабря 2014 г.