Лестеховцы — Герои СССР

Авиационная промышленность

Доцент В. М. Пикалкин. Будущий декан МЛТИ в годы войны был лётчиком-наблюдателем ПВО Москвы.

А. Г. Пилютик, д. т. н., проф. МЛТИ, зав. каф. — после окончания МГУ с 1940 до 1948 года на оборонном заводе в Дубне занимался проектированием и производством гидросамолётов. После войны работал с С. П. Королёвым. Занимался динамикой полёта баллистических ракет.

Н. В. Маковский, зав. каф., д. т. н., проф. МЛТИ — в годы войны был старшим инженером-конструктором КБ танковой промышленности на Алтае, занимался проектированием автоматических линий.

Н. Ф. Руденко, будущий зав. каф. деталей машин и ПТМ. По заказу Наркомата обороны сконструировал планетарный механизм поворота танковых башен.

Транспорт. Восстановление дорог

Л. И. Никитин — проф., зав. каф. МЛТИ — в годы войны работал старшим инженером в главном управлении военно-восстановительных работ на всех фронтах страны.

Газогенераторная техника

И. И. Сиротов — проф. МЛТИ, первый декан ИЭФа — перед войной был директором ЦНИИМЭ, занимался разработкой газогенераторных установок для серийных автомобилей и тракторов, работавших на древесных чурках.

Механизация лесозаготовок. Конструкторы электропилы

П. П. Пациора, д. т. н., проф. МГУЛ, лауреат Госпремии.

Г. А. Вильке, д. т. н., проф. МГУЛ, лауреат Госпремии, зав. каф.

Мужчины-лесорубы ушли на фронт, на лесозаготовках остались старики, женщины, подростки, работавшие топорами и двуручными пилами. В 1943–44 гг. П. П. Пациора, Г. А. Вильке и другие сконструировали мощную электропилу, ставшую основным инструментом на лесозаготовках военной и послевоенной поры.

Авиационная промышленность. Авиаматериалы.

По предложению основоположника аэродинамики Н. Е. Жуковского в Москве был открыт ЦАГИ — Центральный аэрогидродинамический институт, который занимался созданием надёжной авиатехники, а в 1932 году был основан ВИАМ — Всесоюзный институт авиационных материалов. В него вошло 6 отделов, в том числе АВИАЛЕС.

В годы войны будущий профессор, д. т. н. С. А. Воскресенский занимался сначала производством самолётов на 6-й мебельной фабрике в Москве, а затем — в ВИАМе — обрабатываемостью неметаллических авиационных материалов.

Вопросы точности обработки деревянных деталей для самолётов оказались важнейшими с точки зрения обеспечения прочности, в т. ч. клеевых соединений, отчего во многом зависела живучесть авиатехники, производительность и механизация сборки. Этим занимались многие учёные-лестеховцы — в ЦАГИ, ВИАМе, ЦНИИМОДе. Эти работы были обобщены позже Ф. М. Манжосом.

Авиационная промышленность. Авиаматериалы.

Л. М. Перелыгин д. т. н. проф. МЛТИ — на основе работ ЦАГИ, ВИАМ, ЦНИИМОД в 1935 г. создал первый отечественный стандарт на методы физико-механических испытаний древесины, применяемый в годы ВОВ в самолётостроении.

Наиболее тесно был связан с ЦАГИ-ВИАМ выпускник лестеха 1926 г. будущий зав. кафедрой МЛТИ, Н. Н. Чулицкий. Работал на заводе «Пропеллер», зам. начальника отдела в ЦАГИ-ВИАМ, начальником лаборатории ВИАМ — МАИ. Доктор технических наук, специалист в области древесиноведения и сушки древесины, в 1937 году на полгода был направлен в научную командировку во Францию для изучения технологии деревянного самолётостроения. Н. А. Чулицкий разработал технологию изготовления авиафанеры. Преподавал в МЛТИ в 30-х годах. В эти годы МЛТИ готовили специалистов по деревянному самолётостроению. В 1941–1946 гг. — зав. кафедрой МАИ.

Ученые-лестеховцы — авиапромышленности

Сломать хребет люфтваффе смогла наша авиация, конструкторы которой овладели теорией, созданной российскими учёными, среди которых был и преподаватель лестеха в 20-х годах прошлого века, всемирно известный ученый Сергей Алексеевич Чаплыгин. В 30-х годах — директор-начальник ВИАМ.

Аэропланы Первой мировой войны летали на крыльях, форма, профиль и расчёт которых «были даны Чаплыгиным».

Основным конструкционным материалом была сосна. Для изготовления полок коробчатых лонжеронов крыла и некоторых шпангоутов использовали дельта-древесину. Деревянные детали планера склеивали смоляным ВИАМ-Б-3 или карбамидным клеем КМ-1. Штурмовик ИЛ-2 имел деревянные крылья, а в конце 1942 г. из-за нехватки материалов ставили хвост из дерева. Учебно-тренировочный УТ-2 имел фюзеляж, консоли крыла также деревянные. Большинство материалов создавалось и испытывалось именно в ВИАМ.

Ученые-лестеховцы — авиапромышленности

Б. Н. Юрьев в 1926 г. в ЦАГИ возглавил группу для разработки геликоптера. В 1932 г. (в эти годы он преподавал в МЛТИ), вертолёт Юрьева установил рекорд высоты.

В преддверии войны — начало эры вертолётостроения в стране.

Лестеховцы: тыл и фронт

Б. А. Таубер, д. т. н. проф. МЛТИ — в годы ВОВ уполномоченный Госплана СССР по восстановлению Кранового производства на заводе «Подъёмник». В качестве его главного инженера проектировал подъёмно-транспортное оборудование. Б. А. Таубером была создана целая «линейка» грейферов для лесной отрасли.

Ю. И. Духон, д. т. н., проф. МЛТИ — в 1940 г. был преподавателем кафедры авиационной связи нынешней ВВА им. Ю. А. Гагарина. Воевал в составе 2-й воздушной армии в 1934 г. Занимался исследованием и проектированием авиационных радиомаяков. На фото — совеременный радиомаяк.

В. В. Фефилов, д. т. н., проф. МЛТИ в годы войны эксперт спец подразделения по химическому оружию фашисткой Германии, отравляющему веществу «Табун».