Лестеховцы — Герои СССР
Доцент В. М. Пикалкин. Будущий декан МЛТИ в годы войны был лётчиком-наблюдателем ПВО Москвы.
А. Г. Пилютик, д. т. н., проф. МЛТИ, зав. каф. — после окончания МГУ с 1940 до 1948 года на оборонном заводе в Дубне занимался проектированием и производством гидросамолётов. После войны работал с С. П. Королёвым. Занимался динамикой полёта баллистических ракет.
Н. В. Маковский, зав. каф., д. т. н., проф. МЛТИ — в годы войны был старшим инженером-конструктором КБ танковой промышленности на Алтае, занимался проектированием автоматических линий.
Н. Ф. Руденко, будущий зав. каф. деталей машин и ПТМ. По заказу Наркомата обороны сконструировал планетарный механизм поворота танковых башен.
Л. И. Никитин — проф., зав. каф. МЛТИ — в годы войны работал старшим инженером в главном управлении военно-восстановительных работ на всех фронтах страны.
И. И. Сиротов — проф. МЛТИ, первый декан ИЭФа — перед войной был директором ЦНИИМЭ, занимался разработкой газогенераторных установок для серийных автомобилей и тракторов, работавших на древесных чурках.
П. П. Пациора, д. т. н., проф. МГУЛ, лауреат Госпремии.
Г. А. Вильке, д. т. н., проф. МГУЛ, лауреат Госпремии, зав. каф.
Мужчины-лесорубы ушли на фронт, на лесозаготовках остались старики, женщины, подростки, работавшие топорами и двуручными пилами. В 1943–44 гг. П. П. Пациора, Г. А. Вильке и другие сконструировали мощную электропилу, ставшую основным инструментом на лесозаготовках военной и послевоенной поры.
По предложению основоположника аэродинамики Н. Е. Жуковского в Москве был открыт ЦАГИ — Центральный аэрогидродинамический институт, который занимался созданием надёжной авиатехники, а в 1932 году был основан ВИАМ — Всесоюзный институт авиационных материалов. В него вошло 6 отделов, в том числе АВИАЛЕС.
В годы войны будущий профессор, д. т. н. С. А. Воскресенский занимался сначала производством самолётов на 6-й мебельной фабрике в Москве, а затем — в ВИАМе — обрабатываемостью неметаллических авиационных материалов.
Вопросы точности обработки деревянных деталей для самолётов оказались важнейшими с точки зрения обеспечения прочности, в т. ч. клеевых соединений, отчего во многом зависела живучесть авиатехники, производительность и механизация сборки. Этим занимались многие учёные-лестеховцы — в ЦАГИ, ВИАМе, ЦНИИМОДе. Эти работы были обобщены позже Ф. М. Манжосом.
Л. М. Перелыгин д. т. н. проф. МЛТИ — на основе работ ЦАГИ, ВИАМ, ЦНИИМОД в 1935 г. создал первый отечественный стандарт на методы физико-механических испытаний древесины, применяемый в годы ВОВ в самолётостроении.
Наиболее тесно был связан с ЦАГИ-ВИАМ выпускник лестеха 1926 г. будущий зав. кафедрой МЛТИ, Н. Н. Чулицкий. Работал на заводе «Пропеллер», зам. начальника отдела в ЦАГИ-ВИАМ, начальником лаборатории ВИАМ — МАИ. Доктор технических наук, специалист в области древесиноведения и сушки древесины, в 1937 году на полгода был направлен в научную командировку во Францию для изучения технологии деревянного самолётостроения. Н. А. Чулицкий разработал технологию изготовления авиафанеры. Преподавал в МЛТИ в 30-х годах. В эти годы МЛТИ готовили специалистов по деревянному самолётостроению. В 1941–1946 гг. — зав. кафедрой МАИ.
Сломать хребет люфтваффе смогла наша авиация, конструкторы которой овладели теорией, созданной российскими учёными, среди которых был и преподаватель лестеха в 20-х годах прошлого века, всемирно известный ученый Сергей Алексеевич Чаплыгин. В 30-х годах — директор-начальник ВИАМ.
Аэропланы Первой мировой войны летали на крыльях, форма, профиль и расчёт которых «были даны Чаплыгиным».
Основным конструкционным материалом была сосна. Для изготовления полок коробчатых лонжеронов крыла и некоторых шпангоутов использовали дельта-древесину. Деревянные детали планера склеивали смоляным ВИАМ-Б-3 или карбамидным клеем КМ-1. Штурмовик ИЛ-2 имел деревянные крылья, а в конце 1942 г. из-за нехватки материалов ставили хвост из дерева. Учебно-тренировочный УТ-2 имел фюзеляж, консоли крыла также деревянные. Большинство материалов создавалось и испытывалось именно в ВИАМ.
Б. Н. Юрьев в 1926 г. в ЦАГИ возглавил группу для разработки геликоптера. В 1932 г. (в эти годы он преподавал в МЛТИ), вертолёт Юрьева установил рекорд высоты.
В преддверии войны — начало эры вертолётостроения в стране.
Б. А. Таубер, д. т. н. проф. МЛТИ — в годы ВОВ уполномоченный Госплана СССР по восстановлению Кранового производства на заводе «Подъёмник». В качестве его главного инженера проектировал подъёмно-транспортное оборудование. Б. А. Таубером была создана целая «линейка» грейферов для лесной отрасли.
Ю. И. Духон, д. т. н., проф. МЛТИ — в 1940 г. был преподавателем кафедры авиационной связи нынешней ВВА им. Ю. А. Гагарина. Воевал в составе 2-й воздушной армии в 1934 г. Занимался исследованием и проектированием авиационных радиомаяков. На фото — совеременный радиомаяк.
В. В. Фефилов, д. т. н., проф. МЛТИ в годы войны эксперт спец подразделения по химическому оружию фашисткой Германии, отравляющему веществу «Табун».