Образовательно-научно-инновационный комплекс МГУЛ

Впервые распахнувший свои двери в 1919 году Московский лесотехнический институт, ныне Московский государственный университет леса, по праву является системообразующим, базовым российским вузом, готовящим специалистов для лесного и ракетно-космического комплекса страны. В состав университетского комплекса входят 14 факультетов, 64 кафедры, 6 научно-исследовательских институтов, Щелковский учебно-опытный лесхоз, развитая социальная инфраструктура, 40 филиалов кафедр на производстве, 14 учебно-опорных пунктов в лесных районах России, 3 сертификационных центра, 7 диссертационных советов, Институт повышения квалификации сотрудников лесопромышленного комплекса, Учебно-методическое объединение по образованию в области лесного дела в составе 56 российских вузов, Попечительский совет, объединяющий 90 организации и предприятия лесного, ракетно-космического комплекса и ряда других отраслей.

Кроме того, на ассоциативной основе на правах стратегических партнеров в университетский комплекс входят 12 отраслевых научно-исследовательских институтов, 18 институтов РАН и РАСХН, 40 зарубежных вузов и научных учреждений, 10 иностранных фирм, а также около 50 крупнейших союзов, ассоциаций, объединений, корпораций, предприятий и инвестиционных компаний России.

Интеллектуальную основу комплекса составляет научно-педагогический коллектив университета: 5 академиков государственных академий; 100 профессоров, докторов наук; свыше 400 доцентов, кандидатов наук; 150 академиков международных и общественных академий. В сферу общей деятельности вовлекаются и стратегические партнеры, обладающие огромным потенциалом, включающим не только высококвалифицированные кадры — около 25 академиков РАН и РАСХН, 60 докторов наук, — но и мощнейшую материально-техническую базу академических лабораторий, высокотехнологических промышленных предприятий.

Консолидация научно-производственного потенциала отраслевых предприятий и организаций на прочном фундаменте высшей школы позволяет не только многократно повысить качество выполнения государственного заказа на подготовку высококвалифицированных специалистов и вывести на новый уровень организацию научно-исследовательских разработок, но и оказывает существенное влияние на принятие законодательных актов в сфере развития лесной и деревообрабатывающей промышленности, в том числе таких основополагающих, как Национальная лесная политика, Лесной кодекс, Стратегия развития отраслей народного хозяйства.

Не останавливаясь на достигнутом, мы ориентируемся на наиболее перспективные направления развития университета в современных условиях, учитывая, что в настоящее время особую актуальность приобретает интеграция высшей школы, отраслевых научно-исследовательских институтов и промышленных предприятий, нуждающихся в специалистах высшей квалификации. Сегодня высшая школа, отраслевая наука и промышленное производство обладают необходимым потенциалом роста, мобилизация которого позволит эффективно решать задачи по повышению качества инженерного образования и ускоренному развитию приоритетных направлений хозяйственной и научной деятельности.

Мировая практика убедительно подтверждает, что в современных условиях наиболее эффективным способом развития университетов является взаимовыгодное коммерческое партнерство всех участников превращения учебно-методического и научно-информационного результатов в товар, востребованный на рынке. В рамках такого взаимодействия все участники инновационного процесса — ученые и разработчики, преподаватели, производители и инвесторы — экономически заинтересованы в быстром достижении коммерческого успеха от практического использования инноваций.