Научные конференции

«ЭкоМир-10»

Итоги конференции

5–6 июня 2019 года в Мытищинском филиале МГТУ им. Н.Э. Баумана состоялась 10-я Международная научная конференция по проблемам экологического мировоззрения «Экология человека и природы в информационно-технической среде» («ЭкоМир-10»). Заседания отдельных секций конференции проходили в Москве — в МГТУ им. Н.Э. Баумана и в РУДН.

Пресс-релиз о конференции «ЭкоМир-10»

Часть 1

В холле Главного учебного корпуса МФ МГТУ им. Н.Э. Баумана гостей и участников конференции встречали добровольцы из числа студентов, организованных студенческим советом филиала. К открытию мероприятия в новом конференц-зале собралось более пятидесяти участников и около семидесяти гостей, преимущественно студентов.

Конференцию открыл директор Мытищинского филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана, заместитель председателя Организационного комитета профессор Виктор Георгиевич Санаев. Поздравив участников с Днём охраны окружающей среды, руководитель филиала подчеркнул актуальность социально-экологической тематики конференции, кратко рассказал о направлениях научной и образовательной деятельности лестеха в экологической сфере и о традиции проведения таких форумов в вузе.

«ЭкоМир-10» — юбилейная конференция по вопросам экологического мировоззрения, проходящая в год 100-летия Московского государственного университета леса, продолжает и развивает традиции, накопленные в нашем вузе с 2009 года, когда межвузовская конференция по проблемам научного мировоззрения, в рамках которой широко обсуждались вопросы экологической этики и биоэтики. С тех пор, по инициативе и при организующем начале кафедры философии МГУЛ конференции по вопросам экологического мировоззрения стали проводиться ежегодно.

Уже 2-я конференция приобрела международный статус благодаря участию в ней белорусских учёных и философов из Международного государственного экологического университета имени А. Д. Сахарова, который является головным в СНГ вузом по экологическому образованию. С тех пор этот университет, а ныне — институт в составе Белорусского государственного университета — является главным соорганизатором конференций по вопросам экофилософии, социальной экологии, экологической этики и эстетики, экологии человека и культуры, научно-технических аспектов экологического мировоззрения, проблем экологического образования и воспитания, проходящих в МГУЛ — ныне Мытищинском филиале МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Из года в год неуклонно растёт число стран, российских регионов, вузов и научных организаций, участвующих в конференциях «ЭкоМир», разнообразилась их тематика, поднимается теоретический уровень докладов и публикаций. На базе конференций складывается своего рода сетевое сообщество учёных и преподавателей вузов, участвующих в разработке философских, научно-теоретических и образовательных аспектов формирования экологического сознания.

Для Мытищинского филиала это направление теоретической и образовательной деятельности приобретает особое значение в связи с тем, что здесь ведётся работа, имеющая целью открытие нового экологического направления подготовки студентов, включающего в себя, в частности, лесную экологию. Но экологическое образование и воспитание должны охватывать, так или иначе, все направления, в том числе связанные с подготовкой кадров для освоения космоса, экономико-управленческой и социально-гуманитарной сфер.

На новый, более высокий уровень конференции «ЭкоМир» поднялись благодаря объединению МГУЛ с МГТУ им. Н.Э. Баумана, произошедшее осенью 2016 года.

С приветствием от руководства университета участникам и гостям конференции и вступительным словом, по поручению первого проректора — проректора по научной работе, председателя Оргкомитета профессора Владимира Николаевича Зимина, выступил заведующий кафедрой «Философия» МГТУ им. Н.Э. Баумана профессор Виталий Юрьевич Ивлев — зам. председателя Оргкомитета, ответственный за проведение конференции.

В головном техническом вузе России имеются традиции проведения конференций по промышленной и социальной экологии, экологической этике и другим областям экологического знания. Несколько конференций, проходивших в МГТУ им. Н.Э. Баумана с начала 2000-х годов, собирали до трёхсот участников из многих регионов России и зарубежных стран.

Сразу после объединения наших вузов, по инициативе Кафедры «Философия» МГТУ им. Н.Э. Баумана и входившей в её состав секции философии Мытищинского филиала Бауманского университета, была подготовлена и проведена в марте 2018 года конференция «ЭкоМир-9», посвященная проблемам экологии внешней и внутренней среды социальной системы. К числу соорганизаторов конференций добавилось несколько вузов и научных учреждений Москвы, значительно возросло количество участников. Отдельные мероприятия этого форума проходили на площадках московских вузов. По итогам конференции в издательстве МГТУ им. Н.Э. Баумана опубликован сборник материалов, индексированный в РИНЦ. В международном издательстве Атлантис Пресс вышел электронный сборник статей на английском языке, в том числе около 30 участников нашей конференции.

Нынешняя конференция, к подготовке и проведению которой подключились новые организации, бьёт рекорды количества участников. Подано около 150 заявок на доклады с очным и заочным участием от более чем 170 человек, в том числе от 20 зарубежных учёных из Белоруссии (более 10 человек), Казахстана, Молдовы, Сербии и Германии. Здесь присутствуют четверо докладчиков, которые участвуют очно, а два докладчика из Минска выступят дистанционно (по Скайпу). Участвуют наши коллеги и студенты от Калужского филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана и Калужского госуниверситета, других городов и регионов России.

Часть интересных докладчиков не смогут принять очное участие в наших заседаниях по причине наложения нескольких крупных мероприятий, посвящённых Дню Эколога, а также занятости многих преподавателей в учебном процессе. И, несмотря на это, заслушать и обсудить все доклады здесь, на площадках Мытищинского филиала, за два дня просто невозможно. Поэтому Оргкомитет принял решение продолжить и развить практику предыдущей конференции по проведению секционных заседаний на площадках московских вузов, прежде всего МГТУ им. Н.Э. Баумана и РУДН. Кафедры философии лестеха и Бауманского университета имеют многолетний опыт сотрудничества с кафедрой социальной философии Российского университета дружбы народов, и сейчас они развивают эти традиции.

Программа нынешней конференции насыщенна и интересна, в чём выразились и результаты объединения усилий многих вузов и научных организаций разных стран, и рост теоретического уровня членов нашего научного сообщества. Проблемные, содержательные темы заявленных докладов и выступлений могут явиться залогом того, что работа в рамках конференции и кулуарное общение будут интересны и полезны для участников и гостей, в том числе студентов.

К приветственному и вступительному слову проф. В. Ю. Ивлева присоединились профессор кафедры «Философия» МГТУ им. Н.Э. Баумана, председатель Программного комитета Николай Николаевич Губанов и другие представители головного университета, выразив пожелания успеха всем участникам конференции.

По предложению сопредседателя Оргкомитета Владимира Ивановича Фалько, доцента кафедры К7 «Педагогика, психология, право, история и философия» МФ МГТУ им. Н.Э. Баумана, все присутствующие почтили память двоих участников предыдущих конференций, ушедших из жизни незадолго до начала конференции. Это известный философ и социальный эколог, профессор Гирусов Эдуард Владимирович, руководитель секции «Социальная экология» Российской экологической академии, и доктор медицины из Хорватии Антун ЛИСЕЦ, специалист по биоэтике и общественный деятель.

После кратких воспоминаний об Э. В. Гирусове и оценки его идей в выступлениях В. И. Фалько и Елены Ростиславовны Карташовой (МГУ им. М. В. Ломоносова) выступила студентка 1-го курса Ксения Зайцева, которая прочитала стихотворение учёного «Зачем?». Озвученный автором в докладе на конференции «ЭкоМир-6», посвящённой концепции устойчивого развития, стих ставит острый вопрос: «Скажи, о человек, зачем природе нужен?».

Поэтическое сопровождение конференции «ЭкоМир-10» — это её особенность, заложенная как авторами ряда докладов и выступлений, так и студенческого клуба во главе с Ириной Юрьевной Волковой.

В первый день работы конференции была заслушана основная часть докладов на пленарном и секционных заседаниях, выступлений на Круглом столе. Второй день, 6 июня, в Мытищинском филиале характеризовался более камерной формой работы и общения, не столь связанной рамками регламента.

За два полных дня работы конференции в стенах филиала и двух московских университетов было заслушано более 75 докладов, с которыми выступили около 100 учёных, преподавателей и учащихся вузов.

Более подробный обзор пленарных и секционных заседаний даётся в последующих материалах на этом сайте.

От Оргкомитета конференции — Владимир Фалько


Часть 2

Марина Котова читает свои стихи

Процедура открытия конференции незаметно перешла в пленарное заседание, продолжая поэтический пролог в главную тему. Свои стихи о любви к природе, красоте лесов родной земли и духовном богатстве русской души прочитала поэт, старший преподаватель кафедры «Лингвистика» Мытищинского филиала университета Марина Котова.

Первый доклад гармонично соединил в себе поэтическое вступление и теоретическое рассмотрение проблем, включённых в программу. О глубоком смысле и оригинальной художественной форме произведений замечательного, но почти не известного широкому кругу читателей русского поэта рассказала кандидат философских наук, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана Светлана Галаганова в интересном выступлении на тему: «Экологический гуманизм Миланы Алдаровой».

Дитя информационно-технической эпохи, с отличием окончившая мехмат МГУ, М. Алдарова являет нам древнее «чувство природы» — дар стихийной активизации «памяти сердца» об утраченном бытийном единении всего живого в великой планетарной семье. В стихотворении «Отсрочьте суд!», автор от лица своих неразумных «сородичей», «малых детей», чей род «последним расцвёл на Земле», умоляет отсрочить вынесение приговора, отсрочить суд природы над человеком. Человек и природа здесь нераздельны и одинаково любимы, они — кровные братья, дети Бога и матери-Земли. «Смягчающим обстоятельством» выступает заложенная в человека от рождения «искра», светоч познания, неутолимая жажда истины.

Оратория Миланы Алдаровой «Дедал»

Древним образцом носителя такой искры является персонаж античной мифологии, главный герой оратории М. Алдаровой «Дедал». В выступлении, открывавшем теоретическое обсуждение проблем экологии человека и природы в информационно-техническую эпоху, гармонично сочетались философское осмысление поэзии с мастерством художественной декламации фрагментов из книг математика и поэта. Тем самым эмоционально и рационально были заявлены идеи единства человека и природы, гармонии научно-технического и поэтического подхода к проблемам экологии и явлены аудитории образцы их воплощения.

Художественно-теоретический, «техно-поэтический» стиль обсуждения проблем нашёл своё продолжение и развитие на заседании секции экологии культуры и экологической эстетики, где, наряду с докладами, звучали стихи о природе и человеке. Поэтические выступления были подготовлены преподавателями кафедры «Лингвистика» и студенческим клубом филиала под руководством Ираиды Волковой.

Валериан Скорняков читает свои стихи

А 6 июня участники конференции отмечали пушкинский день и поздравляли с 85-летним юбилеем ветерана лестеха, поэта и учёного Валериана Скорнякова, члена Союза писателей России, старшего научного сотрудника ЦНИИмаш Федерального космического агентства. В перерывах между докладами звучали его стихи, посвящённые А. С. Пушкину и юбилею МГУЛ — МФ МГТУ им. Н.Э. Баумана. Поэтические произведения на экологические темы органично дополняли его теоретические выступления. Ветераны экологического движения, в котором принимали участие многие студенты и преподаватели лестеха, вспоминали о совместной борьбе с серьёзными угрозами экологии региона.

Большинство выступлений на пленарном заседании, в секциях и на круглом столе было выдержано в академическом духе, но всё же проникнуто поэтическим настроем и духом межличностного общения, способствующих «пойезису», т. е. творчеству новых идей.

Председательствовали на пленарном заседании доктор педагогических наук, профессор Г. К. Длимбетова из Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилёва (г. Нур-Султан, Республика Казахстан) и кандидат философских наук, доцент МФ МГТУ им. Н.Э. Баумана В. И. Фалько. Красной линией через доклады и дискуссии проходила концепция устойчивого развития, цели которого определены в принятом в 2015 г. на Генеральной ассамблее ООН документе «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».

В пленарном докладе доктора философских наук, профессора, зав. кафедрой «Философия» МГТУ им. Н.Э. Баумана В. Ю. Ивлева, доктора филос. наук, профессора, зав. кафедрой социальной философии РУДН М. Л. Ивлевой и кандидата философских наук, доцента МГТУ им. Н.Э. Баумана В. А. Иноземцева на тему: «Экологические детерминанты устойчивого развития» выделяются три группы детерминант. Первую группу детерминант образуют собственно экологические детерминанты устойчивого развития, в том числе преодоление технократического подхода к решению экологической проблематики. Вторую группу составляют детерминанты, возникающие на пути решения ряда самостоятельных глобальных проблем современности, тесно связанных и переплетенных с экологической проблематикой, в частности, глобальная энергетически-сырьевая проблема. К третьей группе относятся способы решения комплекса климатических проблем, от которых также в значительной степени зависит экологическая проблематика, например, восстановление теплового баланса на планете.

На первый план среди глобальных проблем современности выходят проблемы экологического формата, при решении которых внимание мировой общественности должно быть сконцентрировано на отношениях между человеком и природой. Важнейшей задачей должна стать разработка новой политики по отношению к природе и нового экологического сознания, смена приоритетов в защите окружающей среды и представлений о безопасности и мировой угрозе. Предотвращая экологическую катастрофу, человечество должно максимизировать стратегию бережливости в отношении к окружающему миру, привлечь к этому процессу всех членов мирового сообщества, обеспечивая задачи бережливости и самосохранения.

Владимир Иванович Фалько

Кандидат философских наук, доцент В. И. Фалько в своём докладе «Духовная и образовательная составляющие конвергентных технологий» остановился на проблемах экологии человека и природы, порождаемых конвергентными технологиями. НБИК-конвергенции, на которых основан шестой технологический уклад, лишь в некоторых отношениях могут способствовать совершенствованию тех или иных органов и функций человеческого организма и быть отчасти полезными в природно-восстановительных мероприятиях. Существует серьёзная опасность потери человеком собственной природы и своего бытия по причине абсолютизации искусственной составляющей, недооценки духовной, личностной компоненты и появления качественно новых факторов разрушения окружающей природной и культурной среды.

Социально-гуманитарные составляющие НБИКС-технологий, на основе которых может возникнуть седьмой технологический уклад, необходимо дополнять технологиями общения и нетехнологическими компонентами: методологией, диалогикой, эвристиками, разрабатываемыми в науке и философии, наполнять поэтикой и живым человеческим сопровождением. Над безличными компонентами нового технологического уклада должен стоять человек как личность, представляющий собой главный продукт и субъект образовательной составляющей конвергенций. Нравственный контроль со стороны индивидуального и коллективного субъекта должен осуществляться в аспектах не только этики технологий, но также биоэтики и экологии культуры.

Обстоятельный доклад на тему: «Эколого-этическое образование и воспитание в Республике Беларусь» сделали С. А. Маскевич, директор МГЭИ им. Н. Э. Сахарова БГУ, доктор физико-математических наук, профессор и Т. В. Мишаткина, кандидат философских наук, профессор того же института. Выступая по Скайпу, докладчики продемонстрировали положительные стороны и некоторые недостатки информационно-технических средств общения, составляющих главный предмет обсуждения на конференции — среду природных экосистем и обитания человека.

С начала 70-х годов XX века экологическая этика стала претендовать на статус самостоятельной теоретической и учебной дисциплины. В Советском Союзе экологической этики как учебного предмета не существовало, и сегодня во многих вузах постсоветского пространства эколого-этическое образование и воспитание осуществляется преимущественно через экологию, философию и другие дисциплины, а также во внеаудиторной работе со студентами. Вместе с тем, нельзя не отметить имеющиеся успехи в разработке теоретических вопросов экологической этики в России, Белоруссии и других странах постсоветского пространства, создания учебных пособий по экоэтике, а также опыта преподавания этой дисциплины в отдельных вузах, прежде всего, белорусских.

Лидер этого процесса — МГЭИ им. А. Д. Сахарова БГУ является головным вузом СНГ по экологическому образованию, и на его базе действует Общественный совет по этим вопросам. Опыт Сахаровского института и его сотрудничества с вузами и научными организациями зарубежных государств по вопросам экоэтического образования и воспитания показывает бесспорные положительные результаты формирования нравственного отношения к природе. Тем не мене, задача введения экологической этики как учебной дисциплины для ряда направлений подготовки кадров в интересах устойчивого развития остаётся нерешённой. Для дальнейшего успешного развития этих процессов имеются не только вызовы времени, но и предпосылки, в том числе связанные с укреплением международных связей и сотрудничества.

В докладе на тему: «Виртуальная экологическая площадка студенческой молодежи в реализации Концепции „зеленой экономики“ Республики Казахстан» доктор педагогических наук, профессор Г. К. Длимбетова и докторант С. У. Абенова из Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилёва (г. Нур-Султан, Республика Казахстан) рассказали о проекте создания экоплатформы для популяризации знаний в области экологического образования молодежи.

Основными задачами экологического проекта является: ознакомление студентов с источниками загрязнения атмосферы, изучение влияния загрязнителей на здоровье человека, рассмотрение методов борьбы с загрязнением атмосферы, формирование экологического мышления студентов для устойчивого развития, внесение посильного вклада в улучшение экологической обстановки в регионе. В основу экологического проекта положена методика педагогического сотрудничества и интерактивные методы учебы. Главный посыл проекта — информировать студенческую молодежь о проблемах экологии; заботиться об окружающей среде, начиная с себя, подавая пример другим; прививать беречь природу с самого раннего детства, делать эко-культуру модной для обучающихся.

Возможность внедрения эко-инициатив и экопросвещение в стенах университета являются важным направлением в экологизации образования Республики Казахстан. Целью подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности с учетом экологического контекста выступает развитие потенциала личности для устойчивого развития нашей страны и достойного труда.

Опыт Российской Федерации в образовании и практической деятельности для устойчивого развития нашёл отражение в докладе «Роль гуманитарной экспертизы в области экологических проблем», с которым выступили философы из Московского государственного технического университета гражданской авиации: доктор философских наук, профессор С. И. Некрасов и кандидат философских наук, доцент Л. Я. Мещерякова. Проект выполнен ими в соавторстве с коллегами из Российского университета транспорта: зав. кафедрой «Философия и культурология», доктором философских наук, профессором Н. А. Некрасовой и кандидатом философских наук, доцентом А. С. Некрасовым.

Как подчеркнули авторы доклада, особое значение в системе инженерного и экономического образования приобретают знания в области экспертизы. В случае невозможности просчитать последствия реализации проекта последнюю точку должна поставить экспертиза. Приобретение знаний в этой области призвано помочь будущим инженерам определить социально-гуманитарную значимость проекта. Социально-гуманитарная экспертиза инженерной деятельности — это способ контроля общества за технико-технологическими нововведениями. Инженерная деятельность часто оценивается, исходя из договорных решений для идеологических интересов. Только институт независимой экспертизы может объективно оценивать инженерную деятельность или экономическую эффективность проекта.

Социально-гуманитарная экспертиза включает в себя следующие компоненты: воспроизведение проблемной ситуации, имитация вариантов её решения, объективация проблемной ситуации, принятие наиболее оптимального решения с учётом возможного влияния результатов проекта на человека, окружающую её среду или непосредственно на природу, нарушая экологическую ситуацию.

Впервые методологические экспертизы были проведены по озеру Байкалу, а впервые публикации на эту тему появились в 2000 г. Знания в области экспертизы, умения обладать имитационным моделированием ситуации создают возможность определить положительные и отрицательные последствия проектов, которые будущим специалистам предстоит претворять в жизнь. Такие знания научат их управлять общественными процессами.

Проблемы экологии природы, человека и культуры в их неразрывном единстве нашли своё отражение в докладе «Кибер-парки» выпускницы МГУЛ Анны Хромовой — доктора философии (Ph.D.), ландшафтного архитектора из Франкфурта-на-Одере (Федеративная Республика Германия).

В садово-парковом строительстве и ландшафтной архитектуре Италии, Германии и других европейских стран получают распространение кибер-парки. Их целью, с точки зрения устойчивого развития городов, является создание платформы по исследованию взаимосвязи между информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) и открытыми общественными пространствами при поддержке стратегий улучшения их использования и повышения привлекательности. Последствия этой взаимосвязи изучаются с точки зрения социального, экологического и городского проектирования. Обмен опытом, проведенный в рамках проекта Cyberparks, указывает на способность ИКТ улучшать коммуникацию с потенциальными пользователями, превращать производство общественных открытых пространств в интерактивный процесс и создавать креативные возможности, участие сообщества и расширение прав и возможностей.

Опираясь на концепцию В. С. Стёпина, автор трактует кибер-парк с точки зрения постнеклассической ступени развития науки, технологий, культуры и строит историческую типологию парков: (1) классический парк — механизм, (2) неклассический парк — организм, (3) постнеклассический парк — саморазвивающаяся сложная открытая система. Парк рассматривается как соразмерная человеку система. Человек — её часть, как пример такого «союза» человека и парка. CyberPark — это концепция, где открытые пространства сопряжены с информационными технологиями и составляют единую систему, возможно, способная к саморазвитию.

Этот доклад вызвал оживлённую дискуссию, в которой проявились, в частности, позиции, определяемые различиями культурно-цивилизационных кодов: западноевропейских, с одной стороны, и евразийских (российских и казахских) с другой. Участники дискуссии сошлись, однако, на том, что автору доклада в реализованном проекте удалось понять современную западную технократическую цивилизацию и привнести в неё элементы духовности и душевности русской культурной традиции. Дискуссии подсказали пути решения проблем экологии человека и природы, порождаемые интенсивным вторжением ИКТ в жизнь людей. Это, в частности, использование информационно-технической среды и творческого духа («Geist») для создания условий, благоприятных для душевного комфорта и прочтения семантических кодов поэтики парков.

А продолжением обсуждения этих вопросов был очень интересный доклад одного из учителей А. Хромовой — В. А. Леоновой, доцента МФ МГТУ им. Н.Э. Баумана, кандидата сельскохозяйственных наук, и Л. А. Леонова — главного инженера Управления по содержанию и развитию рекреационного ландшафта территории Международного детского центра Артек на тему: «Культурный код исторического ландшафта парка „Кипарисный“ в Международном детском центре Артек», заслушанный в Секции экологии культуры и экологической эстетики.

Будучи, в известном смысле, альтернативой кибер-паркам, модель сохранения и воссоздания традиционных культурно-исторических кодов способствует не только взаимопониманию представителей разных народов, но и дополнению противоположными подходами друг друга в разрешении проблем экологии культуры, природы и человека.

На заседаниях секций философских проблем и научно-технических аспектов экологии человека и природы в Мытищах и Москве было заслушано много докладов, характеризующихся разнообразием тематики, мировоззренческих позиций и методологических подходов, конкретных творческих решений. Наряду с преподавателями и учёными участвовали в обсуждении философских идей и научных разработок студенты ряда вузов.

Заседания Секции «Экопсихология в условиях современного научно-технического прогресса» проходили на площадке РУДН под руководством профессора М. Л. Ивлевой и В. И. Панова — доктора психологических наук, заведующего лабораторией Экопсихологии развития Психологического института Российской Академии Образования. В работе этой секции объединились интересы представителей вузов и научно-исследовательских институтов, связанные с новыми подходами к проблемам экологии человека, и её участники внесли свой вклад в копилку новых идей и решений.

В Мытищинском филиале, при ведущей роли учёных Института стратегии развития образования РАО прошёл Круглый стол «Проблемы экологического образования и воспитания в интересах устойчивого развития». Под председательством А. Н. Захлебного, доктора педагогических наук, профессора, главного научного сотрудника ИСРО РАО, и профессора Г. К. Длимбетовой, в выступлениях участников и свободном творческом общении рождались идеи, получившие развитие в совместных публикациях педагогов, организаторов образования и философов из России, Казахстана и Белоруссии.

Во многом благодаря общению на круглом столе и секциях, а также в кулуарах, после конференции появился целый ряд новых совместных публикаций. Материалы конференции публикуются в сборнике тезисов и англоязычном сборнике статей.

В докладах и дискуссиях были высказаны рекомендации организаторам науки и образования по внедрению разработок и распространению передового опыта.

Решено продолжить проведение конференций «ЭкоМир» и развивать сотрудничество в промежутках между ними.

От Оргкомитета конференции — Владимир Фалько