Назад

Компьютерная обучающая программа "Философия информационной цивилизации"

В ЦНИТ МГУЛа по договору с РосНИИ ИС на основе результатов конкурса "Электронный учебник-94" разработана компьютерная обучающая программа (КОП) "Философия информационной цивилизации" по одноименному учебному пособию Р.Ф. Абдеева, изданному в 1994 г., которая предназначена для обучения в виде семинарских занятий и контроля знаний по курсу "Философия" в компьютерных классах.

Система включает в себя:
  • Электронный учебник, построенный по принципу гипертекста
  • Систему для проведения семинарских занятий, позволяющую обучаемому в режиме диалога вызвать иллюстративный материал по теме семинара для осмысливания, ввести в ЭВМ примеры по рассматриваемой проблеме с целью оценивания преподавателем глубины усвоения материала и возможности использования их в учебном процессе и ответить на контрольные вопросы к семинару
  • Систему итогового контроля знаний
  • Набор файлов с графическими иллюстрациями в формате PCX.
В конце каждого семинара, а также в режиме проведения итогового контроля обучаемому по результатам ответов на контрольные вопросы выставляется оценка его знаний по пятибалльной шкале в соответствии с процентом правильных ответов. Реализована возможность накопления статистики по ответам обучаемых в виде ведомости с оценками и режимами контроля.

Данная компьютерная обучающая программа не претендует на охват всего лекционного курса по философии и служит для иллюстрации и закрепления материала по следующим разделам ГЭС 01: роль философии в жизни человека и общества; познание, его возможности и границы; многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта; человек в информационно-техническом мире; проблемы и перспективы современной цивилизации. При этом диалоговый режим, множество наглядных схем и контрольные вопросы позволяют существенно интенсифицировать восприятие информации и сам процесс мышления. В то же время наличие в базе знаний ЗОС материала из учебного пособия Р.Ф. Абдеева, системное построение материала и логика изложения дают возможность (там, где нет учебника) использовать его автономно - для самообразования.

Целевое назначение учебного материала ЗОС позволяет:
  • Дать слушателям центров переподготовки философских кадров и студентам вузов современное миропонимание - на уровне знаний рубежа третьего тысячелетия
  • Соединив информатику, кибернетику и синергетику с теорией развития, представить новые мировоззренческие ориентиры, формирующие современную методологию деятельности, и тем самым начать возрождение ныне утерянной, но основной социальной функции философии -методологической
КОП рассчитана на проведение не менее 6 часов групповых занятий. Учебный материал ЭОС предоставляет обучаемому знания по следующим вопросам:
  • Механизм самоорганизации материи и социума; новые философские концепции, формирующиеся на рубеже третьего тысячелетия
  • Вклад информатики, кибернетики и синергетики в теорию развития
  • Cущность и структура важнейшего социального и философского феномена - управления, его генезис и системоорганизующаю роль в природе и обществе
  • Гомеостатика как новое направление в миропонимании, определяющая роль обратной связи в реализации устойчивого развития
  • Синергетическое понимание хаоса и значение точек бифуркации в процессах самоорганизации
  • Cистемный подход как диалектическое единство структурного и функционального аспектов и принципа историзма
  • Механизм ускорения темпов общественного прогресса. "Рычаги" ускорения и их динамика. Негэнтропийная роль ЭВМ и технических средств кибернетики
  • Общество как развивающаяся система. Эволюция социальных категорий, переход их в свою противоположность. Критика марксистских догм и идеологии "борьбизма". Причины аномального развития и крушения советской модели социализма
  • Вклад синергетики в познании структурной организации и упорядочение систем. Эволюция понятий энтропии и информации
  • Явления насыщения и нелинейность процессов как всеобщая закономерность. Сходимость процессов самоорганизации
  • Новая концепция спирали развития, адекватность сходящейся спирали объективной реальности. Модель процесса самоорганизации человеческого общества
  • Диалектика скачков и макродинамика процессов развития
  • Уровни организации материи и информационная картина мира
  • Современная трактовка закона отрицания отрицания в свете нелинейной модели процессов самоорганизации
  • Основные черты информационной цивилизации. Конкретизация разделов ГСЭ 01 новыми философскими концепциями повышает интеллектуальную привлекательность философии, что подтвердили проведенные занятия на ФЭСТе МГУЛа в текущем учебном году
Разработка проводится Центром новых информационных технологий (ЦНИТ) Московского государственного университета леса с участием кафедры мировой и отечественной культуры на инициативной основе.

Программа написана на языке Turbo Pascal 7.0 и функционирует на IBM-совместимых ПЭВМ с видеоадаптером VGA или SVGA и 640 Кбайт ОЗУ в среде MS-DOS; занимаемое пространство на ЖМД - около 4 Мбайт (с учетом около 3,3 Мбайт иллюстративного материала - набора файлов с картинками в формате PCX).

Сведения об авторах:
  • Р.Ф. Абдеев, к. т. н., академик
  • И.И. Гизбрехт, ведущий инженер-программист
  • Ю.И. Рудин, к. т. н., зам директора ЦНИТа
Контактная информация:
    Россия, 141005, Мытищи-5, Московская область, МГУЛ, Центр новых информационных технологий
    Tел.: (498)687-43-58
Степень известности:
  • Программа применена в учебном процессе в МГУЛ кафедрой мировой и отечественной культуры для обучения, рубежного и итогового контроля знаний студентов
  • КОП сдана в ФАЛ РосНИИ ИС в январе 1995 г.
Возможные формы сотрудничества:
  • Заключение договора на поставку пакета программ на дискете
  • Дальнейшее усовершенствование и развитие
Держатель информации - Московский государственный университет леса.