Назад

Принципы построения информационной системы (ИС) вуза

Вуз рассматривается как большая административная система. Анализ выполняемых вузом задач позволяет выделить три основных направления его жизнедеятельности: учебный процесс, научно-исследовательская деятельность и обеспечивающие их поддержку административные процессы, включающие управление финансами, кадрами, хозяйственную деятельность, и другие ее виды.

С точки зрения функционирования вуза как большой системы, эти направления могут рассматриваться как объекты, информатизация которых позволит повысить эффективность его работы. Под эффективностью будем понимать повышение качества обучения, снижение временных затрат на принятие управленческих решений за счет их более высокого и оперативного информационного обеспечения.

Исходя из вышеизложенного подхода ИС вуза должна обеспечивать:
  1. Обращение пользователя к информационному ресурсу системы и его оперативное получение непосредственно на рабочем месте
  2. Возможность беспрепятственного постепенного наращивания как информационных ресурсов ИС, так и числа пользователей без существенных доработок системы
  3. Возможность создания отдельных функциональных субсистем ИС независимыми коллективами разработчиков на базе различных аппаратных и программных платформ
  4. Рациональное использование ресурсов сетевой среды
  5. Прозрачный доступ пользователей к внутренним и внешним по отношению к вузу информационным ресурсам
  6. Обеспечение требуемой безопасности ИС, легкость управления и администрирования ИС
Исходя из вышеизложенных требований к ИС сформулированы следующие основные принципы построения ИС:
  1. Аспределенность ИС, что предопределяет размещение средств ИС на базе инфраструктуры опорной локальной сети вуза
  2. Децентрализованная информационная структура, что снижает требования к аппаратным средствам системы, повышает надежность ИС, обеспечивает рациональное использование пропускной способности опорной локальной сети, упрощает управление и администрирование ИС
  3. Организационное и информационное единство системы, обеспечиваемое использованием государственных, отраслевых и внутренних стандартов на представление информации в системе, централизованным управлением созданием и развитием системы
  4. Построение ИС на основе архитектуры открытых систем, что обеспечит беспрепятственное наращивание как числа пользователей системы, так и числа информационных сервисов
  5. Использование технологии "интранет", что упрощает работу пользователей с ИС и удешевляет систему
  6. Организация доступа к информационным ресурсам ИС на основе технологии "клиент-сервер", что снизит нагрузку на сетевую инфраструктуру
  7. Использование "защитного экрана" между внутренней и внешней сетью и по периметру внутренней сети, а также антивирусных шлюзов и локальных антивирусных программ
Дальнейшие работы в данном направлении должны предусматривать:
  • Декомпозицию основных процессов жизнедеятельности вуза на субпроцессы, определение взаимосвязей между ними, форм и методов создания и представления информационных ресурсов
  • Определение состава и форм для обмена информацией между взаимодействующими субсистемами ИС и субсистемами ИС и пользователями
  • Определение этапности создания ИС
  • Разработка технического задания и исходных данных и организация проектирования и внедрения ИС
Сведения об авторе:
  • Барахнин Ю.В., ст. научн. сотр., к. т. н.
Контактная информация:
    Россия, 141005, Мытищи-5, Московская область, МГУЛ, Интернет Центр
    Tел.: (498) 687-37-36, 687-36-03
Возможные формы сотрудничества:
  • Cовместная работа по углублению и конкретизации изложенных требований и принципов
Держатель информации - Московский государственный университет леса.