Россия должна добавить на каждого студента не менее 10 000 евро в год
Об этом и многом другом планирует сообщить в своем докладе на международном Лесном Форуме в Санкт-Петербурге ректор МГУЛ Виктор Санаев.
В рамках Лесного Форума 8–12 октября Виктор Санаев представит свою концепцию образовательных программ третьего поколения, призванных повысить квалификацию специалистов лесной отрасли. Программный доклад посвящен переходу высшего профессионального образования на многоуровневую систему подготовки кадров: техникум — ВУЗ — послевузовское обучение.
В новом варианте Лесного кодекса предусмотрено разделение государственных и хозяйственных функций в области ведения лесного хозяйства, — подчеркнул ректор МГУЛ. — Фактически нарушается ранее выстроенная структура, под которую готовились специалисты, и в которой предусматривался карьерный рост от инженеров-технологов и хозяйственников до управленцев высшей категории. Наша задача восстановить системность образовательного процесса на всех его стадиях, что сможет насытить рынок квалифицированными специалистами отрасли. Первые шаги в этом направлении МГУЛ уже сделал, создав 14 представительств в регионах России на базе профессиональных лесных техникумов. Это позволило поднять рейтинг лесных специальностей и увеличить число абитуриентов, желающих их освоить.
Сегодня в России обучение по программам среднего профессионального образования ведут 19 техникумов, колледжей, подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства. 60 вузов России, включая их филиалы, ведут подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием по укрупненной группе направлений «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов». По данным 2006 года, на первый курс по этим направлениям было принято 6159 человек.
Сейчас наблюдается устойчивый рост спроса на технологические и технические специальности лесного профиля, — подчеркнул Виктор Санаев. — Так, в этом году конкурс на профильных факультетах МГУЛ — Лесном и МХТД составил 2 человека на место, против 1,5 в 2004 году. В то же время, по мнению Виктора Санаева, «государственное финансирование исследовательской работы и сферы высшего образования в лучшем случае находится в состоянии стагнации».
Если мы хотим работать не только на энтузиазме наших преподавателей, то должны учитывать опыт Европы, где страны — члены ЕС уже в ближайшие 3–4 года планируют увеличить расходы на одного студента в год минимум на 10 000 €., — утверждает Виктор Санаев. — Это приведет к почти двукратному увеличению финансовых средств, получаемых европейскими университетами, и доведет долю высшего образования в ВВП от 1.28 % до 2 %. Думаю, что, рассуждая об удвоении ВВП, мы далеко не всегда осознаем, какую важную роль в этом должны сыграть высшие учебные заведения страны.
В лесной отрасли, равно как и во многих других, предстоит сформировать новое понимание бакалавра и магистра, возможности их трудоустройства. Ведь зачастую и в странах Евросоюза, и в Российской Федерации «де юре» бакалавр — человек с полноценной квалификацией, а «де-факто» сможет устроиться на работу только тогда, когда и в вузе, и в профессиональном мире появится новое понимание профессиональной квалификации и профессиональных компетенций бакалавра.
Вузы не имеют право оставлять своих выпускников «плыть по течению», считая, что они «как-нибудь» устроятся на работу, — говорит Виктор Санаев. — Все более важной для вузов становится задача рыночного подхода к новым квалификациям, то есть их целенаправленное продвижение на рынок.
Материалы подготовлены PR-агентством «Аллигатор PR»