Заседание Центрального штаба Общероссийского народного фронта,
посвященное проблемам экологии и защиты леса
Сегодня основным проводником и выразителем общественных интересов, внимательно отслеживающим деятельность местных и региональных органов власти и чутко реагирующим на сигналы снизу, является образованный в мае 2011 года Общероссийский народный фронт. Народный контроль, осуществляемый коалицией общественно-политических организаций, входящих в ОНФ, призван воплощать идею справедливости и гражданского самоуправления.
Состоявшееся в МГУЛ 11 марта 2015 г. заседание Центрального штаба ОНФ, посвященное проблемам экологии и защиты леса, знаменует открытие еще одного важного направления в деятельности этой общественной организации.
Среди участников заседания были: сопредседатель Центрального штаба ОНФ, глава «ОПОРЫ России» А. В. Бречалов, сопредседатель Центрального штаба ОНФ, председатель Комитета по культуре Государственной Думы РФ, кинорежиссер С. С. Говорухин, член комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, всемирно известный шахматист А. Е. Карпов.
Как подчеркнул С. С. Говорухин, место проведения мероприятия выбрано не случайно — ведь МГУЛ, являясь ведущим вузом России в области лесного дела, ведет активную работу по подготовке высококвалифицированных специалистов, которые должны составить кадровый резерв защитников Русского леса. Он также поздравил наш университет с недавно прошедшим 95-летним юбилеем и указал на большой вклад научно-педагогического коллектива вуза в решении актуальных вопросов рационального использования лесных ресурсов.
Участникам заседания был показан короткометражный фильм, рассказывающий о лесах России, после чего выступающие в своих докладах постарались осветить наиболее важные темы, касающиеся текущего положения дел в лесном хозяйстве, а также высказали предложения, которые, по их мнению, должны содействовать эффективному решению накопившихся проблем.
Как отметил А. В. Бречалов, Россия является мировым лидером по площади лесного покрова. По данным Росстата на 2014 год, общая площадь лесов в нашей стране составляет 800 млн га — это порядка 20% всей лесной территории планеты. Располагая огромными запасами древесных ресурсов, которые, по оценкам экспертов, превышают 83 млрд куб. м, Российская Федерация уступает многим развитым государствам по уровню заготовки и переработки древесины.
По информации, опубликованной продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН, на сегодняшний день в России осваивается менее 30 % объема расчетной древесины. Вследствие низкого уровня переработки древесины на долю лесопромышленного комплекса приходится всего 1,3 % ВВП.
В то же время, если говорить о негативных тенденциях, на данный момент РФ занимает второе после Бразилии место в мире по потере лесного покрова.
По убеждению докладчика, одной из главных проблем в лесной отрасли по-прежнему остается незаконная рубка леса. Так, в период с начала 2000-х годов по 2013 г. объем нелегальных лесозаготовок только по зарегистрированным случаям увеличился в два раза. И это несмотря на введение дополнительных мер в лесном законодательстве, направленных на ужесточение наказания за подобные правонарушения.
По свидетельству Рослесхоза в 2010–2013 гг. было выявлено свыше 87 тысяч случает лесного браконьерства, а причиненный в результате этой незаконной деятельности общий ущерб превысил 44 млрд руб.
Наибольший объем нарушений зафиксирован в приграничных районах, а «лидерами» незаконных рубок выступают регионы Юга Сибири и Дальнего Востока.
Как заметил А. В. Бречалов, в стране до сих пор отсутствует эффективно работающая методика оценки объемов нелегально заготавливаемой древесины.
В числе основных причин, оказывающих влияние на незаконный оборот древесины, выступающий назвал несовершенство лесного законодательства, коррупцию, отсутствие прозрачной системы осуществления торговых сделок, недостаточный уровень межведомственного взаимодействия.
Еще одна серьезная проблема, беспокоящая экологов, — незаконный экспорт древесины, в том числе вывоз за границу особо ценных пород деревьев, ведущий к истреблению широколиственных и хвойно-широколиственных лесов. Для обхода законодательства используются различные схемы: искажение фактических объемов, сортности и стоимости экспорта, недостоверное декларирование.
В целях улучшения системы надзора за исполнением действующего законодательства, пресечения фактов незаконного оборота древесины и совершенствования правовой базы в области лесных отношений, по словам докладчика, было бы целесообразно сформировать в рамках ОНФ Центр общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса. Данная общественная структура должна иметь свои представительства в регионах, а ее деятельность должна осуществляться на основе широкого привлечения к работе органов законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и гражданских активистов.
По убеждению заведующего кафедрой экономики и управления МГУЛ академика РАСХН Н. А. Моисеева, основная причина кризисных явлений заключается в отсутствии слаженной системы управления в лесном хозяйстве как на местном, так и на государственном уровнях. Развитие лесной отрасли невозможно без долгосрочного планирования. Наличие подобного плана и знание перспектив стратегического развития отрасли является необходимым базисом технологии принятия управленческих решений.
Как подчеркнул Николай Александрович, лесные богатства страны являются общенародным достоянием и не могут быть объектом чьих-либо частных или корпоративных коммерческих интересов.
Н. А. Моисеев выразил надежду, что привлечение ОНФ к решению актуальных проблем лесной отрасли будет способствовать усилению влияния общественного мнения на работу органов власти и станет важным шагом на пути преодоления текущих трудностей.
Заведующий кафедрой лесоустройства и охраны леса МГУЛ М. Д. Гиряев назвал существенным фактором, негативно сказывающимся на развитии лесного хозяйства, нарушение баланса между тремя базовыми элементами, регулирующими лесные отношения: системы лесоуправления, организации лесопользования и лесоустройства.
Как показала практика, ставка на долгосрочного арендатора, как эффективного собственника и лесопользователя, пока не оправдала себя. За прошедшие с момента принятия нового Лесного кодекса восемь лет так и не удалось выйти на дореформенный объем заготовки древесины (так, в 2006 году объем лесозаготовок достигал 206 млн куб. м, в 2014 — эта цифра составила 202 млн куб. м).
О крайне низкой экономической эффективности организации лесопользования говорят сравнения рентабельности ведения лесного хозяйства за последние несколько десятков лет. Если в 1913 году уровень издержек к величине получаемого дохода от продажи древесины составлял 1 к 3, а в 1929 году — 1 к 2,5, то на сегодня наблюдается обратная картина, когда сумма затрат на ведение лесохозяйственной деятельности почти в два раза превышает размер получаемых доходов.
По мнению Михаила Дмитриевича, активно муссирующиеся в средствах массовой информации идеи о необходимости перевода взятых в аренду участков в частную собственность, снижении возрастов вырубки и смягчении лесоводственных требований при проведении сплошных лесосечных рубок не только не улучшат, но и еще более усугубят ситуацию.
Как заявил М. Д. Гиряев, на сегодняшний день следует сосредоточить внимание на восстановлении классической модели государственного лесоустройства, при которой объемы лесохозяйственных работ и лесозаготовок в лесничествах и на арендуемых участках определялись бы независимыми экспертными организациями. Также необходимо запустить систему независимого аудита эффективности ведения лесного хозяйства. Реализация предложенных мер потребует внесение соответствующих изменений в лесной кодекс.
Председатель Центральной ревизионной комиссии ОНФ, член комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, Президент Международной ассоциации фондов мира А. Е. Карпов в своем выступлении попытался обрисовать основные экологические угрозы, с которыми пришлось столкнуться человеку за последние несколько десятков лет.
Более 54 % населения в 40 субъектах РФ проживают в условиях высокого уровня загрязнения окружающей среды. Практически во всех регионах наблюдается негативная тенденция к ухудшению состояния почвы.
По оценке Всемирного фонда дикой природы (WWF), ежегодный ущерб от нелегальных рубок составляет порядка 1 млрд дол. Продолжается процесс деградации сельхозугодий и выведения некогда плодородных земель из сельскохозяйственного оборота. В той или иной степени опустыниванием охвачено 27 субъектов РФ на площади около 100 млн га.
Растет число несанкционированных свалок. В то же время, условия захоронения отходов не всегда соответствуют требованиям экологической безопасности.
Главная причина бед, по мнению А. Е. Карпова, кроется в слабом взаимодействии между различными органами власти.
Принятое в конце 2014 года постановление правительства по созданию Единой государственной автоматизированной системы учета древесины (ЕГАИС) является законодательной основой для пресечения теневого оборота лесоматериалов и незаконных рубок. Выступающий дал высокую оценку данной законодательной инициативе, заявив, что внедрение ЕГАИС может стать началом качественно нового этапа в развитии лесных отношений.
Анатолий Евгеньевич также обратил внимание на отсутствие в стране единых экологических стандартов. Сегодня требуется принять необходимые меры для усиления гражданской ответственности и широкого распространения в обществе экологического знания. В связи с этим Общероссийское экологическое общественное движение «Зеленая Россия» предлагает комплексный подход, нацеленный на повышение уровня экологического образования и формирование благоприятных условий для развития экологически ориентированного бизнеса и индивидуально ответственности каждого человека за сохранение природного наследия страны.
О том, с какими проблемами приходится ежедневно сталкиваться на местах и как их удается успешно преодолевать, рассказали представители региональных штабов ОНФ — глава регионального исполкома ОНФ в республике Карелия А. В Лопаткина, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Ленинградской области А. В. Кузьмин, руководитель регионального исполкома в Новгородской области В. В. Ульянов).
По итогам заседания его участники единодушно проголосовали за решение по созданию при Центральном штабе ОНФ Центра общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса. Координация деятельности ЦОМ возложена на первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей, М. Е. Старшинова, академика РАЕН, профессора МГУ Н. Н. Дроздова и А. Е. Карпова.
Непростая ситуация, сложившаяся в лесном хозяйстве требуют неотложных действий. Подключение к активной работе по защите бесценного природного достояния России фронтовиков ОНФ несомненно даст свои позитивные плоды.
Как заметил С. С. Говорухин, завершая заседание, формирование ЦОМ должно стать первым шагом на пути внедрения общефедерального механизма общественного контроля за национальными природными богатствами.
По окончании мероприятия А. В. Бречалов осмотрел спорткомплекс МГУЛ, где посетил зал борьбы.
К заседанию был проявлен большой интерес со стороны средств массовой информации, в том числе федеральных телеканалов: «Первого», «России 1», ТВЦ, 5-го канала.
Что ж, впереди много работы, и залогом ее успешного выполнения послужит объединения сил всех тех, кто неравнодушен к судьбе своей родной страны!
Управление по СМИ
и связям с общественностью