Круглый стол по проблемам образования по направлению «Ландшафтная архитектура»
в рамках Деловой программы Всероссийского фестиваля «XIV Национальная премия в области ландшафтной архитектуры» состоялось совещание Круглого стола по проблемам образования по направлению «Ландшафтная архитектура».
Организатором и ведущим Программы выступила заведующая кафедрой «Ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство» (ЛТ6-МФ) проф. В. В. Дормидонтова.
В совещании приняли участие Президент Ассоциации ландшафтных архитекторов России (АЛАРОС) Т. И. Вольфтруб, преподаватели, студенты и заведующие кафедрами ландшафтной архитектуры ведущих вузов России.
Теодоронский Владимир Сергеевич, д. с./х. н., профессор, академик РАЕН посвятил своё выступление истории ландшафтного образования в России и проследил роль МЛТИ / МГУЛ / МФ МГТУ им. Н.Э. Баумана в его становлении и развитии.
Разумовский Ю. В., к. б. н., доцент кафедры «Ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство» (ЛТ6-МФ) предложил анализ трансформации учебных планов и рабочих программ по направлению подготовки «Ландшафтная архитектура» от МЛТИ до МФ МГТУ им. Н.Э. Баумана. Аналитическую оценку обобщённого «портрета» современного студента дал Сапелин А. Ю., ст. преподаватель кафедры «Ландшафтная архитектура и садово-парковое строительство» (ЛТ6-МФ).
Особенностям подготовки ландшафтных архитекторов в регионах были посвящены выступления:
- Тихоновой Е. Н., к. б. н., доцента, зав. каф. ландшафтной архитектуры и почвоведения Воронежского государственного лесотехнического университета им. Г. Ф. Морозова,
- Збруевой И. И., к. с/х наук, зав. каф. лесоводства и ландшафтной архитектуры Пермского государственного аграрно-технологического университета им. академика Д. Н. Прянишникова,
- Граница Ю. В., к. с/х н., доц., зав. кафедрой садово-паркового строительства, ботаники и дендрологии Поволжского государственного технологического университета,
- Лавровой О. П., к. б. н., доц., зав. каф. ландшафтной архитектуры Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета,
- Диваковой М. Н., канд. арх., доц., зав. каф. градостроительства и ландшафтной архитектуры УрГАХУ им. Н. С. Алфёрова.
Роль и прикладной характер творческих дисциплин художественно-искусствоведческого блока в подготовке ландшафтных архитекторов осветили Качемцева А. А., доц. каф. ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства, зам. декана по учебной работе факультета архитектуры и дизайна Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, и Васильева О. И., ст. преп. каф. ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства МФ МГТУ им. Н.Э. Баумана. Выступления сопровождались убедительными видео-презентациями.
Директор аграрно-технологического института Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы, к. б. н. Довлетярова Э. А. поделилась опытом по международному сотрудничеству в области образования ландшафтных архитекторов.
На вопрос «Наука ли ландшафтная архитектура?» методически и логически последовательно ответил утвердительно Довганюк А. И., к. б. н., доц., гл. редактор журнала «Вестник ландшафтной архитектуры», председатель комитета по образованию РОО «МОЛА».
Значение АЛАРОС в развитии ландшафтного образования, организации студенческих конкурсов, привлечении студентов к профессиональной коммуникации и деятельности отметил Крюковский А. С., канд. с/х наук, доцент, директор Института ландшафтной архитектуры, строительства и обработки древесины, заведующий кафедрой ландшафтной архитектуры Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета.
В 2023 году прием на направление 35.03.10 Ландшафтная архитектура в России осуществлялся в 63 вузах: аграрных, аграрно-технологических университетах и сельскохозяйственных академиях, лесотехнических университетах, архитектурно-строительных университетах и государственных университетах. Исходя из специфики учебного заведения, аграрные и лесотехнические вузы традиционно стремятся наполнить учебный план биологическими дисциплинами и вводят такие профили, как декоративное растениеводство, а архитектурно-строительные — творческими, с введением профилей «ландшафтный дизайн». Классические университеты включают в образовательные программы значительное число дисциплин, формирующих общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а доля дисциплин, формирующих профессиональные компетенции, в их учебных планах самая низкая.
В обсуждении также было отмечено, что опыт старейших кафедр лесотехнических вузов (Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С. М. Кирова и Мытищинского филиала МГТУ им. Н.Э. Баумана), показал, что, обладая богатой «лесной» базой, их сильнейшей стороной было изучение лесохозяйственных, лесомелиоративных и лесозащитных дисциплин. В регионах, где ведется интенсивное строительство зданий и инфраструктуры, практикующие выпускники с квалификацией инженеров лесного хозяйства, фактически не имеют конкурентов для грамотного решения вопросов по сохранению и реконструкции городских насаждений как искусственных, так и естественных лесных сообществ. Эти дисциплины, к сожалению, утрачены в образовательных программах ландшафтных архитекторов.
Ландшафтная архитектура, безусловно, междисциплинарная сфера деятельности, которая находится на стыке творческих, биологических и инженерных компонентов. Исходя из этого только параллельное, одновременное освоение творческих, инженерных и биологических дисциплин, начиная с первых лет обучения, позволит сформировать профессионального ландшафтного архитектора, обладающего развитым креативным мышлением, способностью видеть, разумно и бережно использовать потенциал природы для создания эстетически выразительных архитектурно-ландшафтных пространств.
В рамках Всероссийского фестиваля впервые было проведено совещание, посвящённое вопросам образования ландшафтных архитекторов. Ассоциация ландшафтных архитекторов России и Союз архитекторов РФ в Центральном Доме архитекторов предоставил нейтральную, дружелюбную, объединяющую площадку, способствующую выработке и принятию конструктивных решений, рекомендуемых к учёту при разработке Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по укрупнённой группе направлений «39 Лесное хозяйство и лесопромышленные технологии» в части направления «Ландшафтная архитектура».