Новости

Экскурсия студентов кафедры ЛТ6 в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и Церковно-археологический кабинет Духовной академии

студенты кафедры ЛТ6 посетили Троице-Сергиеву Лавру — один из значимых центров истории и культуры России.

Со времени основания Сергием Радонежским монастырь играл заметную роль в политической жизни Руси: принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига (напомним, что Сергий Радонежский основал более 20 монастырей-крепостей, создав оборонный пояс вокруг Москвы, не только благословил Дмитрия Донского и русское войско на Куликовскую битву, но и отдал в войско двух монахов — богатырей Андрея Ослябю и Александра Пересвета; с поединка Пересвета и Челубея началась битва на Куликовом поле). Троицкий монастырь был опорой власти и народа в Смутное время, противостоял правительствам Лжедмитрия II, Лжедмитрия III, выдержал, не сдавшись, 16-месячную осаду польско-литовских войск. Здесь же находится усыпальница Бориса Годунова и его семьи. Монастырь поддержал Петра I в противостоянии царевне Софье, именно здесь с крыльца Царских чертогов прозвучали первые указы молодого царя Петра. В 1742 году по указу императрицы Елизаветы Петровны в Троице-Сергиевом монастыре была открыта духовная семинария, а в 1744 г. монастырю был присвоен статус лавры, учитывая его особенное историческое и духовное значение.

На территории монастыря находятся замечательные памятники архитектуры и искусства — представители разных эпох и стилей. Троицкий собор (1422 г.) был расписан Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным, для местного яруса иконостаса собора Рублёвым была написана знаменитая «Святая Троица». Псковскими зодчими возведена Свято-Духовская церковь, уникальное сооружение, объединившее в одном цельном ярусном объёме храм и звонницу (круглый ярус звонницы с колоколами расположен на сводах) (1476 г.). Такой тип храма получил название «церковь иже под колоколы». Пятикупольный Успенский собор построен на взносы Ивана Грозного, а в работе над иконостасом принимал участие Симон Ушаков. Русское узорочье XVII в. представлено шатровой церковью Зосимы и Савватия Соловецких. В «нарышкинском барокко» выполнена Надкладезная часовня (конец XVII в). Петровское барокко отразилось в архитектуре великолепной трапезной и надвратной церкви Рождества Иоанна Предтечи. В стиле западноевропейского барокко русскими зодчими Иваном Мичуриным и Дмитрием Ухтомским была построена колокольня (1770 г.), завершившая силуэт архитектурного ансамбля. Эта колокольня на 6 м выше колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. А Царь-колокол, расположенный во втором ярусе, был самым большым в то время. По велению Екатерины II для колокольни тульским мастером Иваном Кобылиным были изготовлены огромные часы.

Особенной изюминкой экскурсии стало посещение Духовной академии и музея христианского искусства при ней — Церковно-археологического кабинета, хранящего обширную коллекцию иконописи, религиозной живописи, скульптуры, графики, шитья, нумизматики, рукописных и старопечатных книг.

Музей был основан при Императорской Московской духовной академии в 1814 году, тогда же академия была переведена из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. Небольшая, но познавательная экспозиция ЦАКа размещена в 12 залах здания «Царских чертогов». Ребята в материальных свидетельствах увидели историю христианства, начиная с символов периода катакомб, оценили преемственность и различия русской и византийской иконописи, сравнили особенности воздействия русской и западно-европейской церковной живописи. В контексте рассказанного глубже раскрылись одухотворённые работы В. И. Сурикова, В. М. Васнецова, В. Д. Поленова, М. В. Нестерова.

Огромный интерес вызвали Библия и Апостол — книги первопечатника Ивана Фёдорова.

Об истории и архитектуре монастыря рассказала зав. кафедрой ЛТ6 В. В. Дормидонтова, экскурсию в церковно-археологическом музее провёл аспирант Духовной академии Кирилл.

Завершением программы стала приготовленная для нас трапеза в Праздничной Палате Царских чертогов.

Пасмурный, с утра, день постепенно стал ясным, солнечным и позволил сделать прекрасные фотографии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, величественного ансамбля, созданного талантами России и сохраняемого в веках благодаря мужеству, достоинству и стойкости нашего народа.