Кафедра К5 Лингвистика
Научно-исследовательская работа
Сотрудники кафедры имеют обширные научные интересы. Среди них:
- Проблемы функционирования и развития современного русского литературного языка;
- Лингвометодические аспекты преподавания русского языка как иностранного;
- История русской и зарубежной литературы;
- Сравнительное литературоведение;
- Искусство риторики;
- Текстология.
Результаты работы по основным научно-исследовательским направлениям отражены в многочисленных журнальных публикациях, сборниках научных трудов российских и международных конференций, монографиях и учебных пособиях.
Главные среди них:
- Корнилова Е. Н. Риторика — искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. Изд-е 2-е, испр. и доп. М.: Изд-во МГУ. 2002.
- Корнилова Е. Н. Мифологическое сознание и мифопоэтика западноевропейского романтизма. М.: Наследие. 2001.
- Майорова А. В. Современное деловое общение: учеб пособие. — М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2006.
- Майорова А. В. Общая риторика и культура речи: учеб. пособие. — М.: ГОУ МГУЛ, 2008.
- Щербаков С. А. Николай Старшинов. — М.: Молодая гвардия, 2006. — (Жизнь замеч. Людей: Сер. биогр.; Вып. 990).
- Ярыгина Е. С. Конструкции вывода-обоснования в синтаксической системе современного русского языка. — М., 2002.
Традиционно крепки научные связи кафедры с МГУ им. М. В. Ломоносова, Московским государственным областным университетом, Тверским государственным университетом, Казанским государственным университетом, Литературным институтом им. А. М. Горького, Институтом мировой литературы РАН, где сотрудники кафедры принимают участие в работе над полным собранием сочинений Н. В. Гоголя и в создании Есенинской энциклопедии.
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Научную работу по данному направлению ведёт зав. кафедрой К5 «Лингвистика», доктор филологических наук Сергей Анатольевич Щербаков. Она включает:
- литературоведческое исследование темы взаимоотношений природы и человека;
- творчество новокрестьянских поэтов (С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Васильева);
- художественное воплощение растительного мира в русской поэзии XX века;
- мифопоэтические образы деревьев в фольклоре и литературе;
- изучение русской батальной лирики.
ЛИНГВОДИДАКТИКА
Улискина Тамара Константиновна, Карпухина Марина Анатольевна, Попандопуло Юлия Викторовна посвящают свои научные исследования глубокому изучению лингодидактики, результаты которых находят отражение в научных статьях, публикуемых в различных научных журналах, в том числе и на английском языке.
Осуществляя обучение иностранному языку (английскому, немецкому и французскому), авторы исследований считают залогом успешной коммуникации обучающихся формирование компетенций:
1) лингвистическая компетенция (знание фонетики, фонологии, лексики, семантики, грамматики, орфографии, орфоэпии).
2) социолингвистическая компетенция (лингвистические маркеры социальных отношений, правила вежливости, народная мудрость, регистры общения, диалекты и акцент, речевое общение между представителями разных культур).
3) прагматическая компетенция (дискурс, функциональная компетенция, схематическое построения речи, реализация коммуникативных функций, порождение речевых актов).
Это положение мотивирует применять инновационные образовательные технологии. Введение в учебный процесс коммуникативных тематических блоков, моделей, ситуативных этюдов относится к эффективным вспомогательным средствам для развития коммуникативных навыков обучающихся (чтение, письмо, аудирование, речепорождение).
Предлагаемые комплексные задания обусловливают контекстное обучение грамматике, позволяющее обучающимся довести до автоматизма прорабатываемые в соответствии с программой грамматические явления. Одновременно этот метод позволяет закрепить активный лексический запас и подготовить обучающихся к спонтанному общению.
Важную вспомогательную роль играют научные исследования в области словообразовательной науки русского, английского, немецкого, французского языков, используемые в учебном процессе для объяснения обучающимся словообразовательных процессов в изучаемых языках.
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НАУЧНОГО ТЕКСТА
Межкультурная коммуникация, включая деловые культуры, интернет-коммуникация, коммуникативная грамматика, стилистика и прагматика текста, интерпретация английского текста, научный дискурс, проблемы публичной речи и лингвистические способы воздействия отражают научные интересы кандидата филологических наук, доцента Маньковской Зои Викторовны.
Результаты научных исследований находят отражение в курсах лекций и учебных пособиях по реферированию и аннотированию научных текстов, литературному редактированию, обучению копирайтингу и рерайтингу.
Одним из направлений прикладных филологических исследований автора является популяризация литературных произведений британских и американских писателей, выявление в них культурно-значимой информации и представление прочитанного материала после глубокого прагматического анализа в виде скетчей и спектаклей на английском языке.
Большое место в работе автора занимают исследования типов речевых ошибок и возможностей применения поисковых методик для их устранения.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Одним из направлений научной работы, разрабатываемом на кафедре «Лингвистика», является профессионально-ориентированное преподавание иностранного языка на неязыковых направлениях подготовки.
В частности, доцентом Сиротовой А. А. проводится работа по развитию и реализации принципов предметно-языкового интегрированного обучения (Content and language integrated learning — CLIL) на неязыковых направлениях подготовки. В 2021 году Анной Александровной была успешно защищена кандидатская диссертация по проблеме формирования интегрированной предметно-языковой компетентности обучающихся образовательных организаций высшего образования.
Практическая ценность проводимых Анной Александровной исследований состоит в том, что полученные данные могут быть использованы при разработке программ предметно-языкового интегрированного обучения в образовательных организациях высшего образования, а также могут быть применены при проведении практических и семинарских занятий с применением предметно-языкового интегрированного обучения на неязыковых направлениях подготовки.
ИСТОРИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКОЛОГИЯ
Данное направление разрабатывается Жердевой Мариной Олеговной, доцентом кафедры, кандидатом филологических наук.
В области научных интересов исследователя — этимология отдельных лексем или семантических групп, а также словообразовательных аффиксов, эволюция грамматических форм и т. д. Результаты проводимых исследований находят отражение в научных статьях, лекциях по истории языка, в руководстве написанием ВКР студентами групп К5.
MODERN HUMANITIES SUCCESS
ВАК
Международный научно-исследовательский журнал
Журнал направлен на развитие фундаментальных и прикладных исследований в области педагогических и филологических наук; приобретение и распространение передовых знаний и информации в этих областях; интеграцию интеллектуального потенциала с ведущими российскими и зарубежными центрами высшего образования, науки и высоких технологий; поддержку и развитие научных школ в области педагогических и филологических наук.
В журнале публикуются научные материалы широкого круга специалистов в области педагогических и филологических наук, освещающие актуальные проблемы отраслей знания, имеющие теоретическую или практическую значимость, а также направленные на внедрение результатов научных исследований в образовательную деятельность.
ГУМАНИТАРНЫЙ ВЕСТНИК
ВАК
Научный журнал на тему: гуманитарные науки в техническом университете: исторические науки и археология, философские науки, социологические науки, политические науки, культурология, юридические науки, педагогические науки, филологические науки, языкознание; экономические и правовые проблемы инженерного образования. Периодическое научное сетевое издание «Гуманитарный вестник» МГТУ им. Н.Э. Баумана публикует результаты новейших исследований в области гуманитарных наук, как фундаментального, так и прикладного характера.
ИЗДАТЕЛЬСТВО: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)».
MODERN SCIENCE
Журнал Modern Science — полиязычный, мультидисциплинарный, рецензируемый международный научный журнал, Издательство «Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований» предназначен для специалистов, активно интересующихся современными достижениями в области науки и техники. Материалы принимаются на английском, немецком и русском языках.
КАЗАНСКАЯ НАУКА
ВАК
Журнал «Казанская наука» — российский научный журнал в области новейших научных исследований, созданный ведущими вузами города Казани и издательством Рашин Сайнс (Russian Science).
Целью формирования сборника является объединение усилий студентов, аспирантов и учёных различных вузов для развития перспективных направлений науки Российской Федерации путем публикаций статей о последних достижениях и имеющих перспективу дальнейшего практического применения.
Журнал Казанская наука включен в перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК, категория К2 (информационное письмо Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России от 6 декабря 2022 № 02-1198 «О категорировании Перечня рецензируемых научных изданий»).
КАЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ВАК
Научно-теоретический журнал
Издательство Федеральное государственное бюджетное учреждение «Институт педагогики, психологии и социальных проблем»
Рецензируемое научное издание, в котором публикуются основные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук по специальностям педагогика, психология, юриспруденция, история, языкознание, социология, экономика, культурология и др. Включен в Международный подписной справочник периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory».
КОНЦЕПТ
ВАК
Периодический научно-методический электронный журнал «Концепт», Издательство «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании», включен в Перечень ВАК и отнесен к категории К1 (информационное письмо Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России от 6 декабря 2022 № 02-1198 «О категорировании Перечня рецензируемых научных изданий»).
Журнал принимает к публикации статьи по трём научным специальностям группы 5.8. Педагогика:
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования;
5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования);
5.8.7. Методология и технология профессионального образования.
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВАК
Научное издание
«Проблемы современного педагогического образования» — ведущая научная площадка, которая публикует исследования в области психологии и педагогики. Журнал освещает актуальные проблемы педагогического образования. Основная задача журнала — развитие современного образования, переквалификацию преподавателей, придание огласке результатов теоретико-прикладных исследований не только в России, но и за рубежом. В издании публикуются итоги научно-практических исследований, освещаются последние результаты и продвижения в педагогических и психологических науках. Все исследования обладают научной новизной.
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
РИНЦ
Журнал «Проблемы современной науки и образования» (Problems of Modern Science and Education) — научно-методический мультидисциплинарный журнал, который публикует научные статьи аспирантов, докторантов, соискателей, преподавателей, учителей, научных работников и практиков.
СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕНЫЙ
ВАК
В Международном научно-исследовательском журнале «Современный ученый» публикуются научные материалы широкого круга специалистов в области педагогических, юридических и филологических наук, освещающие актуальные проблемы отраслей знания, имеющие теоретическую или практическую значимость, а также направленные на внедрение результатов научных исследований в образовательную деятельность. К публикации принимаются статьи российских и зарубежных ученых, преподавателей, научных работников, аспирантов высших учебных заведений и научных организаций Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья с высокой уникальностью.