Кафедра ЛТ7 Транспортно-технологические средства и оборудование лесного комплекса

История кафедры ЛТ7

Кафедра Колесных и гусеничных машин (прежнее название — кафедра Тяговых машин) была образована в 1943 г. С 1988 года она является базовой по специальности 150405 «Машины и оборудование лесного комплекса» со специализацией «Машины и механизмы лесной промышленности».

Кафедрой в разные годы заведовали:

  • профессор Ветчинкин Н. С. 1943–1948 г.
  • профессор Мельников А. И. 1948–1953 г.
  • доцент Субоч Н. И. 1953–1959 г.
  • профессор Бабушкин И. Н. 1959–1960 г.
  • профессор, лауреат государственной премии Зайчик М. И. 1960–1977 г.
  • профессор Слодкевич Я. В. 1977–1979 г.
  • профессор Верхов И. Ф. 1979–1984 г.
  • доцент Никифоров В. Н. 1984–1988 г.
  • профессор Котиков В. М. 1988–2008 г.
  • профессор Макуев В. А. В 2008–2016 г.

В настоящее время кафедрой заведует профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федрерации Котиев Г.О.

Сотрудники кафедры обеспечивают методическими разработками курсовое и дипломное проектирование, учебные и производственные практики, лабораторный практикум. Ими написаны ряд учебников и учебных пособий для студентов вузов и средних специальных заведений общим тиражом более 500 печатных листов. Преподаватели кафедры проводят занятия со студентами лесного факультета дневного обучения и ИПСОП по 12 дисциплинам. Преподавателями кафедры разработаны рабочие программы по ряду общих математических и естественных научных дисциплин, а также специальных дисциплин, включая дисциплины специализации. В настоящее время сотрудники кафедры принимают активное участие в разработке учебного плана подготовки бакалавра техники и технологии по направлению подготовки «Технологические машины и оборудование».


Михаил (Герцель) Ильич Зайчик (1905–1977)

Советский учёный и конструктор в области гусеничных и колесных машин, лауреат Сталинской премии.

С начала 1930-х гг. научный сотрудник НАТИ (Научного автотракторного института).

Зайчик М.И. родился 27 декабря 1905 г.в п. Городея бывшей Минской губернии. В 1915 г., так как шла Первая мировая война, из-за приближения фронта семья переехала в г. Прилуки Полтавской губернии, где он проучился в гимназии 3 года. В мае 1920 г. семья переехала в г. Харьков из-за наступления белополяков. С этого времени началась трудовая деятельность Зайчика М.И., так как он стал работать библиотекарем в воинских частях.

В 1925 году он поступил работать в Харьковский паровозостроительный завод слесарем — регулировщиком дизельных двигателей и продолжил учебу на рабфаке при Харьковском технологическом институте (ХТИ).

В 1927 г. Зайчик М.И. поступил в ХТИ на механический факультет и вступил в члены Коммунистической партии. По партийной мобилизации в 1930 г. он был направлен на учебу в Ленинградскую военно-техническую академию, где был первый набор студентов для обучения и пополнения инженерных войск Красной армии.

В 1932 г. после окончания с отличием Военно-технической академии он был оставлен в танковой лаборатории и там же начал преподавательскую деятельность.

После организации в Москве Военной академии механизации и моторизации Красной армии, Зайчик М.И. в 1934 г. стал адъюнктом кафедры танков, а затем был назначен помощником начальника учебного отдела академии.

В 1938 г. Зайчик М.И. защитил диссертацию на ученую степень кандидата технических наук и начал работу в МВТУ им. Н.Э. Баумана доцентом кафедры гусеничных машин. В 1939 г. он получает ученое звание доцента и становится первым деканом танкового факультета (на этой должности он проработал 7 лет).

Зайчик М.И. приглашает на работу в МВТУ им. Н.Э. Баумана профессора М.К. Кристи, а также тесно сотрудничает с академиком Е.А. Чудаковым, приглашая его председателем ГЭКа танкового факультета. Он постоянно ведет научно-исследовательскую и конструкторско- экспериментальную работу, создает группу из талантливых студентов, которые в дальнейшем стали ведущими конструкторами в области оборонной техники.

С началом Великой отечественной войны МВТУ им. Н.Э. Баумана эвакуировали в г. Ижевск, где Зайчик М.И. продолжает работу над новыми механизмами поворота тяжелых танков. Схема такого механизма в виде сдвоенного несимметричного дифференциала, предложенная Зайчиком М.И. и Крейнесом М.А. (профессором МГУ им. М.В. Ломоносова), после сравнительных испытаний была принята для серийного производства.

В 1946 г. за создание и внедрение новых механизмов трансмиссии Зайчик М.И. был удостоен Государственной (Сталинской) премии СССР, а разработанная теория планерных механизмов легла в основу докторской диссертации, защищенной в 1948 г. в ученом совете Военнной академии бронетанковых и механизированных войск Советской армии. С 1947 по 1953 гг. д.т.н. Зайчик М.И. возглавлял в НАТИ лабораторию трансмиссии.

В 1953 г. Зайчик М.И. проходит по конкурсу на должность профессора кафедры тяговых машин Московского лесотехнического института, а в 1956 г. ему присвоено ученое звание профессора и он возглавил кафедру тяговых машин.

За время работы Михаила Ильича кафедра заняла ведущее положение среди аналогичных кафедр других вузов страны, а научно-исследовательская деятельность приобрела направление, связанное с улучшением проходимости и маневренности лесозаготовительных машин.

Это было время коренной реконструкции лесной промышленности на основе создания новых лесозаготовительных машин, базой которых стали трелевочные тракторы.

С этого времени кафедра участвует практически во всех значительных разработках новых лесозаготовительных машин, поэтому проводит работы со всеми НИИ и КБ заводов (АТЗ, ОТЗ, ЦНИИМЭ и т.д.). Михаил Ильич высказывал идею о трелевке хлыстов в полностью погруженном положении и осуществил её на действующем макете.

Зайчик М.И. создал научную школу специалистов в области гусеничных и колесных лесных машин. Он подготовил 18 кандидатских технических наук и 2 докторов технических наук. Под его редакцией и в соавторстве с учеными других вузов опубликован учебник «Тяговые машины и подвижной состав лесовозных дорог», который стал классическим (1967 г.), а также «Лесовозные тракторы и автомобили» (1957 г.) и «Проектирование и расчет специальных лесных машин» (1976 г.)

Профессор д. т. н. Зайчик М. И. который заведовал кафедрой с 1959 по 1976 гг., заложил основы научно-педагогической школы по исследованию проходимости, маневренности и повышению энергонасыщенности лесозаготовительных машин.

Это направление научной деятельности продолжали развивать его ученики — профессор Слодкевич Я. В, профессор Котиков В. М., профессор Извеков В. С., профессор Ерхов А. В. Особенностью этих исследований является их практическая направленность на улучшение качества колесных и гусеничных лесозаготовительных и лесотранспортных машин. Результаты этих работ внедрялись на заводах ОТЗ и АТЗ, на протяжении многих лет большой объем работ кафедрой выполнялся по заказам головного института лесной промышленности ЦНИИМЭ в соответствии с хозяйственными договорами.

В последующем профессор Котиков В. М. возглавил новое научное направление, находящееся на стыке технических и биологических проблем — изучение экологических последствий воздействия колесных и гусеничных машин на лесные почвы.

В последние годы сотрудниками кафедры выполнялись исследования по федеральной целевой программе «Исследование и разработка по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского направления» в подпрограмме России — «Комплексное использование и воспроизводство древесного сырья».

Современная заготовка леса производится с использованием различных лесосечных и лесотранспортных машин. От того, каков технический уровень и как эффективно эксплуатируются эти машины в значительной степени зависит стоимость заготавливаемой древесины.

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, выпускник по направлению подготовки 651600 «Технологические машины и оборудование» может в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой выполнять следующие виды профессиональной деятельности: проектно-конструкторскую, организационно — управленческую, производственную, научно-исследовательскую.

Основной образовательной программой подготовки инженера по специальности 150405 «Машины и оборудование лесного комплекса» со специализацией «Машины и механизмы лесной промышленности» предусматривается изучение следующих циклов дисциплин:

  • гуманитарные,социальне и экономические дисциплины (Б1)
  • математические,естественно-научные дисциплины (Б2)
  • профессиональные дисциплины (Б3)
  • факультативные дисциплины (Б4)

Сферами профессиональной деятельности бакалавров проектирование зготовление, реализация, сервис, эксплуатация и ремонт современных колесных и гусеничных машин и оборудования.

Для успешного решения перечисленных задач студенты, приобретя знания по циклам ГСЭ, ЕН и ОПД, осваивают комплекс специальных дисциплин: роботы и манипуляторы в лесном комплексе, методы и технические средства автоматизации, основы технологии машиностроения, техническая эксплуатация машин и оборудования, технология ремонта машин и оборудования, теория и конструкция машин и оборудования отрасли, надежность машин и оборудования.

Кроме того, студенты изучают дисциплины специализации: технология и оборудование лесопромышленного производства, проектирование самоходных лесных машин, дорожно-строительные машины, автомобильные перевозки, техническая эстетика и эргономика.

Инженер данного профиля будет иметь навыки проведения маркетинговых исследований, будет знать устройство и особенности эксплуатации лесозаготовительной техники и оборудования.

Учебным планом специальности предусмотрены учебные и производственные практики. Местами их проведения являются конструкторские бюро научно-исследовательских институтов и машиностроительных заводов, собственная база университета — Щелковский учебно-опытный лесхоз, а также другие передовые предприятия отрасли.

Выпускники Московского государственного университета леса направления подготовки 151000.62 комплекса «Машины и оборудование лесного комплекса», являясь специалистами широкого профиля, участвуют в решении практических задач, связанных с организацией машиностроительного производства и технического перевооружения отрасли, определением технического уровня лесозаготовительной техники и перспективных направлений развития машин и механизмов, обеспечивающих защиту окружающей среды от негативного воздействия техники.


Историческая справка по кафедре «Начертательная геометрия и черчение»

Кафедрой начертательной геометрии и черчения в период 1943–1949 гг. заведовал доцент, к. т. н. Коровин Алексей Александрович. С 1949 по 1988 гг. — доцент к. т. н. Кувырдин Александр Фёдорович. В конце периода кафедра стала называться «Кафедра начертательной геометрии и графики». С 1988 по 2006 гг. кафедру возглавлял профессор к. т. н. Комаров Николай Александрович.

Учебно-методическую работу кафедры за это время можно разделить на 5 периодов.

Первый период (1940–1960 гг.) характеризуется подготовкой заданий и методик проведения занятий и зачетов. Работа велась на основе обобщения опыта родственных кафедр вузов страны.

Второй период (1960–1975 гг.) — выполнение новых, более совершенных методических материалов, в связи с выходом ГОСТов. Были подготовлены методические указания, модели, стенды, плакаты и т. д. Начинается внедрение технических средств обучения и контроля: чтение лекций с применением телевидения, обучающие и контролирующие машины, проекционная аппаратура и другое.

Третий период (1975–1988 гг.) — готовятся методические материалы с целью интенсификации учебных занятий, в связи с выходом новых учебных планов и единой системы конструкторской документации (ЕСКД). Начинается применение ЭВМ в учебном процессе. Разрабатываются материалы для самостоятельной работы студентов и для оформления дипломных проектов в соответствии с ЕСКД.

Четвертый период (1988–2006 гг.). К основным достижениям кафедры в этом периоде следует отнести разработку и внедрение новой дисциплины «Архитектурная графика» для студентов специальности «Ландшафтная архитектура» и слушателей ФПК. Создан комплекс методических разработок, учебных пособий, изданы новые учебники

Углубленная разработка нового направления позволила создать коллектив, который успешно вел учебный процесс с применением компьютерных технологий на 1–4 курсах для студентов специальности «Ландшафтная архитектура»

Пятый период начался в 2006 году, когда кафедру с историческим названием «Начертательная геометрия и черчение» возглавил профессор к. т. н. Чувашев Анатолий Петрович. Кафедра вела учебную и методическую работу по следующим направлениям: теоретическая графическая подготовка в курсе начертательная геометрия; практические навыки графических изображений в разделах инженерной графики: геометрическое черчение, проекционное черчение, машиностроительное черчение; внедрение САПР на основе графического редактора AutoCAD; осуществление нормоконтроля графической части дипломного проектирования.

На кафедре обучались студенты 1 и 2 курсов механических и технологических специальностей факультетов МХТД, ФЛХ, ЛМФ, ФЭСТ, ИПСОП, ФПКП.

В 2006 г. возникла необходимость переоснащения учебного процесса. Вновь были оформлены чертежные залы, смонтированы стенды с наглядными пособиями по программе изучаемых курсов, переработаны или написаны вновь учебные пособия по всем курсам, преподаваемыми кафедрой, с учетом специфики и рабочих программ тех или иных специальностей.

Административный раздел